На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2002-7-15 на главную / новости от 2002-7-15
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 15 июля 2002 г.

Законопроект об авторском праве серьезно ограничивает права граждан

ВАШИНГТОН — Законодатели готовят законопроект, который может существенно ограничить права американцев, относящиеся к копированию музыки, записи ТВ-программ и передаче файлов через интернет.

В то же время документ, который видели в CNET News.com, может поставить на более прочную законодательную основу борющуюся за существование индустрию веб-вещания.

Законопроект, состоящий из двух частей, предложили два депутата Палаты представителей при поддержке Бюро охраны авторских прав Библиотеки Конгресса США. Он появился в то время, когда политики и суды стараются как-нибудь ухватить скользкую мешанину из высокоскоростного доступа к Сети, цифрового контента и популярности сетей обмена файлами. На прошлой неделе фирмы звукозаписи дали понять, что они могут включить в свой арсенал юридической борьбы иски против отдельных граждан.

Авторы законопроекта, высокопоставленные конгрессмены Говард Коубл (Howard Coble) и Говард Берман (Howard Berman), утверждают, что предложенные ими поправки к закону об авторском праве следуют рекомендациям, которые Бюро охраны авторских прав дало в августе прошлого года. «Бюро охраны авторских прав порекомендовало Конгрессу внести поправки в Закон об авторском праве, — пишут они в письме на пяти страницах, разосланном в прошлом месяце членам подкомитета, ведающего вопросами интеллектуальной собственности. Коубл является председателем комиссии от республиканской партии, а Берман, который в прошлом месяце объявил о планах разработки отдельного закона, регламентирующего деятельность peer-to-peer сетей, — занимает высокое положение в демократической партии.

Первая часть законопроекта, ограничивающая права на создание резервных копий, уже навлекла на себя критику со стороны академических и некоммерческих организаций, которые успели с ней ознакомиться. По действующему закону об авторском праве американцы, записавшие ТВ-программу или радиопередачу, как правило, могут «продавать или иначе распоряжаться» этой аналоговой записью или цифровым файлом по своему усмотрению. Законодатели предлагают положить этому конец, предоставив владельцам авторских прав небывалый контроль над распространением их произведений и лишив потребителей права на их копирование в соответствии с принципом «добросовестного использования». «Если вы записали сегодняшнюю серию “Скорой помощи” и передали эту запись своей маме, то по новому закону это будет считаться нарушением авторского права», — комментирует специалист по авторскому праву, профессор Университета Уэйна в штате Мичиган Джессика Литман (Jessica Litman).

Помощь веб-вещанию
Зато вторая часть законопроекта может дать некоторый толчок развитию веб-вещания, решив проблему временных копий, называемых кэшевыми или буферными копиями, которые создаются при распространении потоковых программ. Чтобы получить статус легального веб-вещателя, нужно будет получить лицензии у такого агентства, как ASCAP (American Society of Composers, Authors, and Publishers), и подписать соглашение с фирмой звукозаписи. Согласно законопроекту, такое веб-вещание не является нарушением авторского права, если временные копии изготавливаются исключительно в целях обеспечения распространения музыки и если эти копии хранятся только в течение времени, необходимого для организации вещания.

Критики этой меры признают, что она решает важную проблему приложения авторского права к веб-вещанию. В то же время они отмечают, что данная часть законопроекта оставляет некоторые лазейки и игнорирует более актуальные вопросы лицензирования, довлеющие над индустрией, такие как предложенная недавно схема отчислений, которая, по словам некоторых вещателей Net radio, вынудит их закрыть свой бизнес. «Освобождение буферных копий веб-вещателей от обязательств по роялти — правильный шаг, но он почти ничего не даст без срочных законодательных мер по отмене схемы роялти, принятой недавно Библиотекой Конгресса. Момент ввода в действие этой схемы станет концом для большинства веб-вещателей», — предупреждает Филип Курвин (Philip Corwin), лоббист из фирмы Butera and Andrews, представляющей интересы компании Sharman Networks, которая распространяет ПО обмена файлами Kazaa.

В прошлом месяце Библиотека Конгресса установила лицензионную плату для компаний веб-радио в размере 0,07 цента за каждую песню, воспроизведенную для одного слушателя. Многие веб-вещатели заявили, что эта плата непомерно высока.

Авторы поневоле
Удивительное дело: в обращении к своим коллегам Коубл и Берман подчеркивают, что их авторство в отношении к законопроекту еще не означает одобрения ими его содержания. Принявший участие в создании документа конгрессмен Джон Конйерс (John Conyers), главный представитель демократов в юридическом комитете, выступил с такой же необычной отмазкой. В четверг представительница Бермана Джин Смит (Gene Smith) сказала, что он против этого законопроекта и написал его исключительно по требованию председателя юридического комитета Палаты представителей Джеймса Сенсенбреннера (James Sensenbrenner). «Часть законопроекта посвящена освобождению от роялти буферных копий, — сказала Смит. — Говард считает, что явно выраженной потребности в этом не было. Это не первоочередная проблема. Главное препятствие для увеличения числа легальных, лицензионных онлайновых сервисов — это пиратство, поэтому он выступает и со своим законопроектом о сетях peer-to-peer».

Берман представляет район долины Сан-Фернандо в Калифорнии, прилегающей к Лос-Анджелесу и Голливуду. В прошлом месяце он пообещал предложить законопроект, который позволит владельцам авторских прав, таких как фирмы звукозаписи и киностудии, начать технологическую атаку против сетей обмена файлами, где незаконно распространяются принадлежащие им произведения. Берман планирует сделать это на будущей неделе.

Офис Коубла отказался от комментариев по поводу нового законопроекта. «Мы ждем откликов от членов подкомитетов», — сказал его представитель.

Источником вдохновения для авторов совместного предложения послужил закон Digital Millennium Copyright Act (DMCA), принятый в 1998 году. В частности, этот спорный закон, который стал причиной получивших широкую огласку судебных процессов и привел к осуждению российского программиста Дмитрия Склярова, требует, чтобы Бюро охраны авторских прав и Министерство торговли отчитывались о том, насколько эффективно работают основные статьи DMCA. Министерство торговли в своем анализе не предлагает никаких поправок для DMCA. Но в отчете Бюро охраны авторских прав, выпущенном в августе прошлого года, такие предложения были.

В марте Юридический комитет Палаты представителей запросил публичные комментарии в связи с рекомендациями Бюро охраны авторских прав. В обращении говорилось: «Мы начинаем процесс рассмотрения вопросов, относящихся к цифровой музыке и сопутствующим предметам, с целью внесения в Закон об авторском праве поправок, которые предложены или будут предложены нашему вниманию».

Ограничение права на добросовестное использование
Возможно, одна из целей законопроекта, у которого пока нет названия, — воспрепятствовать принятию более полного законопроекта в пользу веб-вещателей — Акта о конкуренции музыки в онлайне (Music Online Competition Act). Его соавтором является конгрессмен Рик Бушер (Rick Boucher), выступавший против наиболее радикальных попыток музыкальной индустрии ужесточить законы об авторских правах.

Некоторые оппоненты, приветствуя содержащиеся в законопроекте Бермана-Коубла меры в поддержку веб-вещателей, в то же время осуждают его за ограничение прав на добросовестное использование произведений. Преподаватель права интеллектуальной собственности в Пенсильванском университете Р. Полк Вагнер (R. Polk Wagner) утверждает, что законопроект «потенциально весьма серьезно ограничивает добросовестное использование». «Допустим, у меня есть фотография Микки-Мауса, полученная без нарушения принципа добросовестного использования. Если я захочу обсудить это произведение, выразить критическое мнение о нем или передать его кому-то, мне придется иметь дело с другими людьми. В одной из статей законопроекта прямо говорится, что я не имею права распространять данное произведение, и это весьма серьезно ограничивает мои возможности. В цифровой век общение осуществляется путем передачи и копирования файлов», — комментирует Вагнер.

Фред фон Лохманн (Fred von Lohmann), юрист организации Electronic Frontier Foundation, идет в критике законопроекта еще дальше: «Говорят, поправки Бермана-Коубла лишают меня права на неделю передать мой iPod приятелю — именно это я только что сделал. Какие еще сюрпризы таятся в этом замечательном документе?» — спрашивает он. 

 Предыдущие публикации:
2001-09-13   Законопроект требует стандартизации средств защиты авторских прав
2001-11-30   Суд поддержал запрет на публикацию DeCSS
2002-05-10   Судья: русские должны ответить
 В продолжение темы:
2002-07-22   Сенат отказался от P2P — и вам пора
2002-07-28   Закон разрешит Голливуду заниматься хакерством
2002-08-30   JVC изобрела «некопируемые» диски CD-ROM
2002-10-21   Склярова не пускают в США для дачи показаний
2002-12-02   Приближается судьбоносный процесс об авторских правах
2003-04-28   Суд признал программы обмена файлами легальными
Обсуждение и комментарии
eXOR - billgmicrosoft.com
16 Jul 2002 8:44 AM
Замечательная свободная страна :-\
 

Alex
27 Jul 2002 6:55 PM
Большой Брат смотрит за тобой.
С новым 84-м годом!
 

Alexander S. Kharitonov - askhgo.ru
9 Aug 2002 10:01 AM
Похоже США уверенно шагают к тоталитарному обществу - и ограничения на информацию, и расширение прав и возможностей спецслужб. В общем, сейчас в США строят цифровой тоталитаризм :-(
 

DemonZla
3 Dec 2002 1:39 PM
А мы им в пику, цифровой коммунизм построим!!!
Будем всё комуниздить и везде :)))
 

Olaf
16 Sep 2003 7:01 AM
По улице идет паренек с бумбоксом на плече ,а из его динамиков несется музыка считываемая с оригинального диска студии звукозаписи. Все кто проходят мимо и слышат ее уже нарушители закона. Они ведь не покупали диск с музыкой, но не заткнули уши и услышали ее. К парню тоже никаких претензий. Нигде нет лицензионных соглашений о прослушиваении в наушниках под подушкой в наглухо закрытой комнате.
Помню в бытность еще граммпластинок (были такие черные большие диски с дыркой посередине), тот кто умудрялся достать хипповую музу выставлял на подоконник колонки с какого нибудь "Аккорда" и весь двор слушал "Битлов","Аббу" или "БонниМэ". И никакого нарушения прав. Прикольно ?
 

 

← июнь 2002 9  10  11  12  15  16  17  18  19 август 2002 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!