На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-11-9 на главную / новости от 1999-11-9
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 9 ноября 1999 г.

Судьба Microsoft решена

Приступив к работе в понедельник, Microsoft по-прежнему будет оставаться самой мощной компьютерной компанией в мире, а Билл Гейтс — самым богатым человеком. Что же, ничего не изменилось? Нет, изменилось все.

Улыбки победы

В пятницу Microsoft потерпела сокрушительное поражение, когда председательствующий судья вынес свое решение по историческому антимонопольному процессу: корпорация злоупотребляла монопольным положением, оказывая давление на конкурентов и препятствуя инновациям. В постановлении, изложенном на 207 страницах, судья Томас Пенфилд Джексон практически полностью поддержал основные обвинения правительства против производителя ПО. Тем самым он предопределил характер окончательного приговора.

Масштабы поражения удивили, если не шокировали судебных аналитиков и даже некоторых участников процесса. До самого оглашения решения суда официальные представители обеих сторон в частных беседах признавались, что если и проиграют (или выиграют), то не много. Но не тут то было.

«Это гигантская победа для американских потребителей, — сказал председатель антимонопольного комитета Джоэл Кляйн (Joel Klein) на пресс-конференции в Вашингтоне, которая напоминала празднование победы. — Корпорация Microsoft — монополист, она вела широкую антиконкурентную деятельность, которая наносила вред инновациям. Это еще раз доказывает, что в Америке ни один человек и ни одна компания не могут встать выше закона».

Генеральный прокурор, поддерживавшая в этом деле Министерство юстиции, сказала, что постановление оправдывает жесткие меры простив софтверного гиганта.

Среди участников индустрии триумф Минюста не вызвал большого удивления. Почти все без исключения давние конкуренты Microsoft сказали, что они ожидали, что корпорацию объявят монополистом. «Постановление подтвердило то, что всем нам давно известно, — сказал СЕО Novell Эрик Шмидт. — Большинство людей скажет, что это монополист на рынке настольных ОС... Но Microsoft не должна использовать это свое положение на других рынках».

Сама Microsoft отреагировала на решение суда сдержанно. Официальные представители компании выразили уверенность в том, что еще не все потеряно. В то же время Гейтс, похоже, протягивает оливковую ветвь, намекая, по крайней мере в некоторых интерпретациях, что существует возможность внесудебного урегулирования. Он сказал, что Microsoft готова искать пути такого решения проблемы, который удовлетворял бы компанию, правительство, а главное — потребителей.

Пока же судьба Microsoft остается в руках судьи, который, по мнению наблюдателей, готов обвинить компанию чуть ли не во всех смертных грехах. В ходе 76-дневного процесса адвокаты Microsoft горячо доказывали, что компания не является монополистом. Они опровергали также обвинение в том, что Microsoft перекрыла пути для распространения конкурирующего интернет-браузера Netscape Communications.

Не стесняясь в выражениях
Но судья отмел все их доводы. Джексон заявил, что Microsoft использовала свое положение во вред потребителям и конкурентам. Более того, по его словам, Microsoft продолжает извлекать выгоду из чрезвычайно крупной и стабильной доли рынка операционных систем. У корпорации столь доминирующее положение на рынке ОС для платформы Intel, что «если она пожелает использовать его исключительно в области цен, то может назначить цену на Windows, значительно превышающую ту, которая установилась бы на конкурентном рынке».

Опровергая аргументы, выдвинутые адвокатами Microsoft, Джексон заключил, что доля рынка Intel-совместимых операционных систем корпорации «исключительно велика и стабильна» и защищена высоким входным барьером. В результате заказчики Microsoft не имеют коммерчески жизнеспособных альтернатив Windows.

Особенно плохой знак для Microsoft то, что Джексон упирает на причинение ущерба потребителям в непосредственной и легко различимой форме. «Корпорация наносит и менее прямой, но тем не менее серьезный и вызывающий далеко идущие последствия ущерб потребителям, подавляя конкуренцию», — пишет он.

С самого момента подачи иска в мае 1998 года Microsoft утверждает, что компанию пытаются наказать за активные, но не выходящие за рамки закона действия. В прямых свидетельствах и письменных показаниях представители компании настаивали на растущем сопротивлении старых и новых конкурентов, таких как Linux и America Online. Но, обвинив Microsoft в преднамеренном использовании своего влияния с целью причинения ущерба другим фирмам, Джексон создал основу для признания компании виновной в нарушении закона. «Microsoft продемонстрировала намерение использовать свое непомерное влияние на рынок и огромные доходы в целях давления на любую фирму, которая выступает с инициативами, способными вызвать конкуренцию основным продуктам Microsoft», — пишет Джексон.

Выигранные апелляции
Как пойдет процесс дальше? Microsoft и Минюст должны дождаться, пока Джексон в течение 30 дней будет решать, какой приговор вынести на основании своего постановления. Окончательного решения следует ждать не раньше наступления будущего года.

Апелляционный суд, в который может затем обратиться Microsoft, уже дважды поддерживал корпорацию. В 1995 году Окружной апелляционный суд округа Колумбия отменил решение федерального судьи Стэнли Споркина (Stanley Sporkin), который отказался утвердить соглашение между Microsoft и Минюстом, так как считал, что оно не обуздает компанию. А в 1998 году апелляционный суд отменил другое направленное против корпорации постановление, на этот раз вынесенное судьей Джексоном. В своем решении апелляционный суд отметил, что судья Джексон был не прав, принуждая компанию вывести свой браузер Internet Explorer из состава Windows 95. Так что Microsoft может отказаться от примирения, попытавшись получить оправдание в третий раз.

Один из двух ведущих обвинителей по этому делу, Стивен Хук (Stephen Houck), сказал по телефону, что решение судьи ошарашило правительство. «Это максимум, на что я мог надеяться, — сказал он. — Это исключительно обоснованное решение, из которого, без всяких сомнений, следует, что Microsoft — преступная монополия». Хук обратил внимание на изменение тона первых выступлений представителей Microsoft после того, как было зачитано постановление. «Гейтс настроен более примирительно, чем обычно», — сказал он. Однако Хук не уверен в том, что строгость постановления оставляет место для урегулирования по инициативе Microsoft: «В прошлом предложения Microsoft были недостаточными, чтобы снять наши опасения».

Другие наблюдатели тоже не убеждены в возможности сближения сторон. Некоторые из них, например специалист по антимонопольному праву Стюарт Герсон (Stewart Gerson), считают, что Microsoft, скорее, может попытать счастья в апелляционном суде. «Судья просто отбросил аргументы Microsoft, — сказал другой юрист. — Не похоже, что он настроен на примирение».
Обсуждение и комментарии

viv
2 Nov 2000 12:23 PM
Вальнуть мелкомягких сейчас - это обрушить софтверный рынок, а за ним можно и экон. кризис словить. За такие шутки можно и карьерой поплатиться. Вот и боятся федерал... Дооттягивались...
 

 

← октябрь 1999 3  4  5  8  9  10  11  12  15 декабрь 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!