На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-11-10 на главную / новости от 1999-11-10
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 10 ноября 1999 г.

Союзники покупателя в Web

У вас не возникает чувство, что, выступая в роли потребителя, хотя бы и "электронного", вы оказываетесь один против всего мира? Должно возникать. Это очень древняя ситуация, у которой даже есть латинское название: caveat emptor, или "покупатель, будь бдителен", т. е. помни что риск, связанный с качеством сделанной вами покупки, ложится целиком и полностью на вас одного.

Впрочем, со времен древних римлян покупательское сообщество обзавелось-таки рядом союзников: это различные агентства по защите прав потребителей, бюро по контролю предпринимательской деятельности, составители обзоров потребительских продуктов, известный борец за права потребителей адвокат Ральф Найдер и многие другие.

Вот только эта система защиты потребителей создавалась во дни магазинов из стекла и бетона и начинает выглядеть немного старомодной в век Интернета - теперь покупатель стал прав, как никогда ранее, он может выбирать самую привлекательную цену и даже называть свою собственную и отбирать лучшие предложения.

Да, конечно, сегодня в руках "электронного" потребителя больше власти, чем прежде, но все же и у нее есть предел. Хуже того - вместе с нею пришли новые риски. По сути, теперь вам приходится в одиночку выступать против "Всемирной паутины". Известность торговых марок многих предприятий электронной торговли пока еще очень низка. Низкое качество обслуживания покупателей, неисполнение обязательств и мошенничество по-прежнему остаются серьезными проблемами.

В дополнение ко всему электронные службы оказываются легкими жертвами таких бичей Интернета, как плохая связь и норовистое ПО, создающих серьезные препятствия для поиска и покупки наилучших продуктов. В результате потенциальный покупатель ограничивает свой поиск первым же подходящим продуктом или узлом - и не всегда самым лучшим, - лишь бы только завершить затянувшийся бег пальцев по клавишам.

Нередко "электронные" покупатели устремляются в поисках нужного товара по пути наименьшего сопротивления - туда, где видят надпись "Лучший на планете выбор". Если речь идет о книгах, видеозаписях, DVD-дисках, т. е. о товарах, предлагаемых Amazon, здесь все ясно. А куда податься покупателю в поисках, скажем, тостера? Или как поступить, если один и тот же продукт предлагают несколько узлов, но вы не знаете, какой из них лучше обслуживает покупателей, имеет более прочную репутацию, работает более эффективно, т. е. запрашиваемая цена является единственным известным в уравнении?

Впрочем, в Сети появляются уже сайты, пытающиеся закрыть эту брешь в фортификационной системе сообщества потребителей. Web-узел Productopia, работающий уже почти год, представляет собой путеводитель по предлагаемым в Сети продуктам. Недавно на нем появилось несколько новых служб, объединяющих информацию о товарах и доступ к общеполезным ресурсам. Productopia нанимает "экспертов" для того, чтобы они, по существу, делали за вас всю работу по выбору покупки. Эти специалисты отбирают продукты и выстраивают их по качеству, стилю или соотношению эффективность/стоимость, исходя из заданного уровня финансовых возможностей или из потребностей. На данном узле представлены также ссылки на поставщиков товаров, хотя, пытаясь воспользоваться ими, я не раз попадал на дефектные адреса.

Существуют и другие подобные путеводители. Например, узел CompareNet отличается удобством в использовании и наличием ссылок, с помощью которых можно сделать покупку, хотя и в этом случае я не раз получал сообщения об ошибках. Старый добрый узел Consumer Reports предлагает ряд мини-обзоров продуктов, однако их полные версии доступны только подписчикам. А кроме того, здесь нет ссылок на узлы продавцов.

Открытый в конце сентября узел ShopServe.com близок по предлагаемым возможностям к Consumer Reports, хотя его создатели и не претендуют на такое сравнение. Эта бесплатная служба составляет обзоры не самих продуктов, а скорее их продавцов. Ее эксперты берут определенный продукт и составляют список торгующих им узлов, ранжированный по сложности процесса оформления покупки, качеству обслуживания клиентов и т. п.

ShopServe также стремится защищать потребителей, предоставляя специальную службу гарантирования покупок.

Что же до упомянутого в начале статьи тостера - я предпочитаю классический дизайн модели Russell Hobbs Chrome 2-Slice, но все мои попытки приобрести ее по Сети ни к чему не привели. Руководствам для потребителей в Сети, очевидно, уготовано долгое будущее, к которому, однако, еще идти и идти.

Куда идут электронные "торговые пассажи"? Пишите мне по адресу: scot_petersen@zd.com.

 

← октябрь 1999 4  5  8  9  10  11  12  15  16 декабрь 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!