На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2004-6-1 на главную / новости от 2004-6-1
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 1 июня 2004 г.

Думайте сами, решайте сами.

Современный российский рынок остро ставит вопрос о защите интеллектуальной собственности. В этик условиях товарный знак как средство индивидуализации товаров, услуг и их производителей - это вовсе не прихоть богатого производителя, а один из правовых инструментов в конкурентной борьбе, позволяющий продвигать свои товары и услуги. В обозримом будущем отечественным производителям никуда не деться от необходимости создавать, регистрировать и защищать свои товарные знаки.
Одним из ярких примеров проблемных ситуаций, возникающих на этом поле, служит тяжба между владельцами товарных знаков "МакКофе" и "МакКафе", за ходом которой следят специалисты. Для того, чтобы познакомить читателей "К&Ч" с насущными вопросами защиты интеллектуальной собственности, редакция обратилась к Управляющему партнеру юридической фирмы "Городисский и Партнеры", патентному поверенному РФ и Евразийскому патентному поверенному Валерию Николаевичу Медведеву с просьбой поделиться своими наблюдениями и выводами о состоянии дел в этой области.

-Валерий Николаевич, как Вы охарактеризовали бы современное состояние защиты интеллектуальной собственности в России?

-Если говорить о законодательстве в области интеллектуальной собственности в целом, то состояние дел можно определить как удовлетворительное. В настоящее время зарегистрировать права на объекты интеллектуальной собственности не слишком сложно, многие процедурные моменты разработаны и работают четко. При этом, в отдельных вопросах патентное законодательство нашей страны сегодня выглядит более прогрессивным, чем в Западной Европе или в США - например, наш закон позволяет получать патенты на способы лечения и диагностики живых организмов.
С другой стороны - все то, что касается защиты прав интеллектуальной собственности: в этой части законодательства все еще есть немало слабых мест. Объясняется это различными объективными причинами: лет 1 5-20 назад с этими проблемами в нашей стране не сталкивались, а если и приходилось разрешать возникающие споры, это были единичные случаи. В последние годы наблюдается активное развитие рынка и, естественно, возникают проблемы, к решению которых правоприменительная практика не всегда подготовлена.

-Какие положительные изменения последних лет Вы хотели бы отметить особо?

-Те подвижки, которые произошли, направлены на приведение отечественного законодательства в соответствие с международным.
До недавнего времени почти не применялись нормы уголовного права, предусматривавшие наказания за нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности. Если дела о нарушении прав прежде возбуждались судами, то они, как правило, полноценно судами не рассматривались и в основном касались нарушений, связанных с товарными знаками и авторским правом (аудио-видео продукция). В 2004 году был, наконец, создан прецедент: было рассмотрено дело о нарушении патентных прав владельца технологии фирмой, производившей продукцию без разрешения правообладателя. Суд рассмотрел дело с применением соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ и приговорил ответчика к лишению свободы и крупному штрафу.
С другой стороны, из положительных изменений хотелось бы отметить и тот факт, что патентных поверенных в стране становится все больше. А значит профессиональных консультантов в этой области права становится все больше. Число зарегистрированных патентных поверенных у нас выросло до 900.

-Какие направления в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность на Ваш, взгляд в настоящее время слабо разработаны и нуждаются в особом внимании?

- Здесь до конечной цели еще очень далеко. Правда, периодически делаются попытки продвинуться вперед в области административных наказаний, увеличения сроков тюремного заключения, однако размеры штрафов и другие правовые последствия нарушения закона несоизмеримы с размерами тех прибылей, которые получают нарушители, "контрафактники" и недобросовестные конкуренты.
Другим недостатком является неготовность всех задействованных в правоприменительном процессе организаций слаженно работать и решать возникающие проблемы. Например, патентные поверенные и юристы, представляющие интересы правообладателей в судах, отмечают, что судебная практика рассмотрения по нарушениям исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности еще не вполне отработана. И это понятно: на получение знаний и опыта судьям требуется время. К тому же, если в Москве и Санкт-Петербурге можно говорить о складывающейся регулярности рассмотрения подобных дел в судах, то в регионах они крайне редки или вовсе отсутствуют. Проблема еще и в том, что практически идентичные дела в разных судах завершаются с различным исходом из-за того, что существующие законодательные акты трактуются в судах неоднозначно.

-Какие этапы в технологической, цепочке производства и продажи, кофе и чая могут или должны являться объектом защиты?

- В случае с кофе и чаем мы можем очевидно начать с технологии их выращивания. Поэтому, речь может идти о различных сортах растений. В России, наряду с другими странами объекты, связанные с сортами растений, выведены из категории патентоспособных, т.е. получить на них патенты нельзя. Но при этом существует возможность получения охранного документа по линии Министерства сельского хозяйства согласно "Закону о селекционных достижениях". В своей практике мы чаще сталкиваемся с регистрацией прав на новые сорта картофеля, роз, а не кофе и чая.
Далее можно говорить о технологиях, от первичной переработки до конечной фасовки и продажи кофе и чая. На этих стадиях возникает гораздо больше потенциальных патентоспособных объектов это новые технологические способы, оборудование, специальные устройства, например, транспортеры, фасовочные машины и т.д. в которых могут быть воплощены изобретения.
Здесь же можно говорить о готовой продукции и ее упаковке, на которые также можно получить патенты или свидетельства. При этом мы можем иметь дело не только с изобретениями и объемными товарными знаками, но и с промышленными образцами, относящимися к внешнему виду, дизайну изделия.
Что касается этапа продажи, предполагающего различные методики, правила, способы организации и ведения бизнеса, то эти объекты, к сожалению, выведены из категории патентоспособных.
Создание и продвижение товарного знака для кофе и чая - один из актуальных вопросов для компаний, специализирующихся в области кофе и чая. Для начала товарный знак нужно создать. Желательно, чтобы в этом процессе участвовали как маркетологи, художники-дизайнеры, специалисты в области рекламы, так и патентные поверенные. При создании товарного знака каждый специалист видит и решает свои задачи.
Так, художник-дизайнер, маркетолог и рекламщик выбирают из различных вариантов товарного знака какой-то оптимальный с их точки зрения. Патентный поверенный проконсультирует уже на этом этапе, охраноспособен ли знак, созданный ими. Дело в том, что можно предложить отличный с точки зрения художника и маркетологов вариант товарного знака, а патентный поверенный может указать на его уязвимость с точки зрения охраноспособности. Таким образом, только после учета всех мнений можно сказать, что разработанный знак является оригинальным и охраноспособным. Из своего опыта общения с владельцами чайных и кофейных товарных знаков знаю, что они отдают предпочтение лаконичным названиям в два-три слога, считая, что такое название знака лучше воспринимается потребителем визуально и на слух.
Кроме сказанного следует уделить особое внимание вопросу конфиденциальности в процессе создания товарного знака. А именно, всех его участников необходимо связать определенными обязательствами, и правильно оформить передачу авторских прав от художника к компании, которая будет регистрировать этот товарный знак.

-Не могли бы Вы привести примеры характерных ситуаций, с которыми Вам и Вашим клиентам приходилось сталкиваться на практике?

-Действительно, о тех из них, которые частенько имеют место, было бы полезно знать читателям вашего журнала.
Например, компания в течение длительного периода времени использует в качестве товарного знака обозначение, не имеющее регистрации. А именно: создали свой товарный знак, нанесли его на выпускаемую продукцию, но не регистрируют его. В какой-то момент своей вполне успешной коммерческой деятельности эта компания получает от третьего лица письмо, в котором сообщается, что она нарушает права третьего лица на принадлежащий ему, третьему лицу, зарегистрированный товарный знак: он является схожим, используется с тем же обозначением или зарегистрирован им для обозначения однородных товаров. В подобной ситуации уже неважно, выпускает на тот момент третье лицо продукцию под "своим" знаком или нет. Главное здесь то, что знак уже прошел процедуру регистрации и принадлежит третьему лицу, и претензии его владельца законны.
Другой пример, фирма сначала разработала товарный знак, потом заказала значительное количество этикеток с этим товарным знаком для пищевых продуктов, в данном случае чая и кофе. И только потом подала заявку на регистрацию этого товарного знак. В результате поиска при подаче заявки обнаружилось, что обозначение, поданное на регистрацию в качестве товарного знака, являлось сходным до степени смешения с ранее зарегистрированным знаком на имя другого лица для однородных товаров. В результате пришлось заказывать новые этикетки.
Третий пример, на регистрацию в качестве товарного знака была представлена этикетка, которая оказалась неохраноспособной. Произошло это из-за того, что на этикетке все несущественные, общие для такого рода продукта изобразительные и текстовые элементы оказались крупнее основного различительного элемента, который был написан мелким шрифтом и размещался в нижней части этикетки. Самостоятельная заявка на регистрацию в качестве товарного знака названия, то есть основного различительного элемента, не была подана. Итог неутешительный: по результатам экспертизы компания получила решение об отказе в связи с тем, что неохраноспособные элементы на этикетке занимали доминирующее положение. При подаче самостоятельной заявки на охраноспособный или основной различительный элемент в результате поиска выяснилось, что заявка на аналогичный элемент уже была подана кем-то ранее.
Хотел бы напомнить и о том, что помимо невольных проблем, могут возникать препятствия, создаваемые намеренно из корыстных побуждений. К сожалению, это случается во всем мире, и наша страна не исключение. Речь идет об "интеллектуальных пиратах", деятельность которых сводится к регистрации чужих товарных знаков, а затем к предложению истинным владельцам их приобрести.

-Какова стандартная процедура регистрации, прав на товарный знак?

-Первое, что вы должны сделать, - это определиться с классами, в которых вы планируете регистрировать ваш знак. Затем следует провести поиск, чтобы убедиться, что ваш знак действительно оригинальный и не повторяет и не схож с уже зарегистрированными даже в его от дельных элементах. Если вы получи ли положительный отчет о поиске, оформленная соответствующим образом заявка отправляется в Патентное ведомство. Услугами патентных поверенных можно воспользоваться уже на этих этапах и далее. Затем ведомством проводится экспертиза заявки и в течение примерно 12-14 месяцев, Вы получите решение о регистрации знака или отказе в регистрации. По ускоренной процедуре свидетельство о регистрации знака можно получить через 4-6 месяцев после по дачи заявки. Правда, расходы в этом случае значительно возрастают.

-Какие наиболее типичные ошибки допускают правообладатели интеллектуальной собственности и как избежать подобных ошибок?

- Став правообладателем, то есть, получив свидетельство о регистрации товарного знака, его владелец не должен расслабляться. Если он не хочет столкнуться с неожиданностями вроде подделок его знака или появления сходных с его товарным знаком, ему необходимо проводить периодический мониторинг рынка. Крупные компании, как правило, отслеживают появление схожих регистрации, которые могут быть опасными или ослабить их позиции на рынке.
Как отслеживать атаки на ваш товарный знак? Ведь чем успешней бизнес, тем больше их вероятность. Недобросовестные конкуренты будут пытаться попасть в благоприятную струю за "локомотивом" вашего знака и "откусывать" часть рынка у нее. Предотвратить подобные опасности помогут патентные поверенные, взявшие на себя отслеживание появления на рынке всяких "клонов" вашего товарного знака.

-Какие услуги предлагают в настоящее время фирмы, специализирующиеся в области интеллектуальной собственности?

-В список услуг входят услуги по регистрации прав, защите их в случае нарушения, а также некоторые экономические услуги, связанные с оценкой объектов интеллектуальной собственности.

-Насколько велики расходы потенциальных правообладателей, принявших решение надежно обезопасить свою интеллектуальную собственность от посягательств "пиратов"?

-Что касается финансовых последствий "беспечности" правообладателей - это могут быть разные суммы - от несколько десятков тысяч долларов США до сотен тысяч. Точные размеры определяются в каждом конкретном деле. Если, например, дело завершилось рассмотрением в суде первой инстанции, и ни одна из сторон процесса не подала ни апелляции, ни кассации, то расходы ответчика могут составить несколько тысяч долларов США.
При этом расходы на приобретение исключительных прав на товарный знак с учетом действующих государственных пошлин и гонораров поверенных - до 1000-1500 долларов США.

-Существуют ли стопроцентная гарантия обезопасить себя от "неприятностей", связанных с недобросовестной конкуренцией?

-Я думаю, ни в каком деле стопроцентной гарантии получить невозможно. В то же время, профессиональный совет - своевременно регистрируйте товарные знаки и шансов увереннее чувствовать себя на рынке будет больше.

-И завершающий фирменный вопрос: что Вы предпочитаете, кофе или чай?

-Утром и днем - кофе, а вечером - чай. Из тех, кто меня окружает, - коллег и партнеров, большинство предпочитает в течение рабочего дня натуральный, зерновой кофе.

 

← май 2004 1  2  3  4  5  6  7  8  9 июль 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!