На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2006-11-14 на главную / новости от 2006-11-14
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 14 ноября 2006 г.

Общинные мультимедийные центры

Центры общественного доступа (ЦОД) — основной вид коллективно используемых (как правило, бесплатно) совокупностей компьютеров, подключенных к Интернету и доступных тем гражданам, которые по финансовым обстоятельствам не могут позволить себе иметь этот доступ дома или в коммерческих интернет-кафе и подобных заведениях. Именно такие центры открываются по всей России за федеральные деньги в рамках ФЦП “э-Россия” или в рамках региональных программ информатизации субъектов федерации (см., например, http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5020/5576/64358).

Центры предоставляют возможность доступа к различным информационным ресурсам сети Интернет: справочным правовым системам, базам данных органов местного самоуправления, периодическим электронным изданиям местной прессы, а также к порталам федеральных, региональных и местных властей. Таким образом, центры общественного доступа обеспечивают информационную открытость перечисленных властей. Несколько российских компаний занимаются весьма доходной поставкой и развертыванием подобных центров (www.compulink.ru, http://arsint.ru, www.insoft.ru, www.parus.ru и др.).

При всей пользе ЦОДов очевидно, что в современной их трактовке они не предназначены для того, чтобы быть социальным интегратором жителей городского или сельского поселения (района, территории) — нового вида только формирующихся муниципальных образований. Такой интеграции лишь в некоторой степени могут способствовать местные FM-радио- и телецентры. Но ЮНЕСКО выдвинуло более развитую концепцию общинного мультимедийного центра (ОМЦ).

Введение в проблему

В настоящее время в развивающихся странах растет количество провайдеров связи и информационных услуг. Они используют радиостанции, многоцелевые телецентры, информационные и учебные центры, а в некоторых случаях и ОМЦ, основная особенность которых состоит в том, что они объединяют в себе и радиостудию, и телецентр и предназначены для обслуживания замкнутой совокупности людей, именуемой общиной. Здесь и далее термин “община” относится к группе людей, которые связаны между собой определенным образом — проживают в непосредственной близости друг к другу, имеют общие потребности, интересы, ценности, жизненный опыт, культурные и религиозные особенности, а также связаны общими мероприятиями. Именно общины и ОМЦ являются объектом осуществляемого по программе ЮНЕСКО проекта, концепция которого рассматривается ниже.

Анализ типов общинных мультимедийных центров показывает, что в их моделях можно найти большое разнообразие инфраструктур, институциональных соглашений и технических средств. Поэтому в целях унификации ЮНЕСКО разработало программу, основанную на одной конкретной модели, которая построена на объединении радио- и телецентра; выбор этой модели основан на том, что именно она является эффективным способом оказания помощи общине через использование связи и информации в целях социально-экономического развития территории1. Радио как средство преодоления “цифрового неравенства” обеспечивает косвенный, массовый доступ к цифровым ресурсам. Одновременно ЮНЕСКО, реализуя генеральную программу развития ОМЦ, продолжает оказывать поддержку другим типам стихийно возникающих проектов, таких как медиа-сообщество или автономные телецентры. Аналогично многие другие организации и общины в развивающемся мире исследуют и внедряют различные формы предоставления общинам коммуникационных и информационных услуг.

ОМЦ наступают

Когда в январе 2001 г. на семинаре в Котмале (Шри-Ланка) ЮНЕСКО запустило программу общинных мультимедийных центров, радиообщины Котмалы были единственным примером ОМЦ. Двумя годами позднее на этой сельской радиостанции появился небольшой телецентр, где местные жители могли пользоваться Интернетом и пройти курс обучения по основам компьютерной грамотности. Ежедневные программы радиопередач доставляли свежую информацию непосредственно в дома людей на их родном языке. Это дало возможность сформировать у всех членов общины представление о киберпространстве и пользе ИКТ.

В настоящее время уже развернуто более двадцати экспериментальных ОМЦ в пятнадцати странах Африки, Азии и Карибского бассейна. ЮНЕСКО рассматривает вопрос об увеличении их количества. Модель ОМЦ в Котмале была успешно приспособлена к различным условиям. Основополагающие установки прошли испытание временем: сочетание местного радио и доступа к ИКТ является эффективным способом для информационного общества по оказанию помощи различным типам общин. Несомненно, что радио на многие годы останется основным и зачастую единственным источником информации для бедных слоев населения в развивающихся странах. Радио наряду с небольшим телецентром существенно повышает возможности данной общины по доступу к компьютерному оборудованию и цифровым ресурсам.

Сущность ОМЦ

Ключом к успеху ОМЦ является его способность предоставить необходимые услуги. Прежде всего это касается их содержательной стороны. Обращение во Всемирную паутину, вероятно, будет мало чем полезно для фермера или сельского жителя, не владеющего языками, которые чаще всего используются в Интернете. Поэтому необходимо содержание, созданное на локальном уровне с привязкой к данной местности, на местных языках, образовательное, в различных формах — аудио, цифровой, печатной, видео, визуальной и т. д. Необходим широкий диапазон навыков и организационных возможностей для создания такого информационного наполнения, идентификации потребностей целевых групп, сочетания доступного содержания с мероприятиями, мобилизующими и вовлекающими всех потенциальных пользователей, а также разработка соответствующих программных приложений.

Персоналу любого ОМЦ приходится ежедневно заниматься решением не только этих задач, но также и администрированием деятельности центра, техническим обслуживанием оборудования, общением с людьми. Отличительной особенностью мультимедийных центров является их многогранная новизна: они выполняют новые функции в общине, привлекают новые типы кандидатов для выполнения новых видов работ, требуют привлечения нового учебного материала, связанного с обучением новым навыкам, идентификации новой целевой аудитории; при этом они предлагают новые услуги и налагают на общину новые обязанности. Значение столь далеко идущего новшества заключается в демонстрации того, что основным вызовом развитию ОМЦ являются не инвестиции в оборудование или связь, а обеспечение всесторонней поддержки проекта. Новые проекты требуют длительного сопровождения широкого диапазона предоставляемых ресурсов, мобилизующих существенные финансовые и человеческие возможности. Единственным способом решить эту проблему является формирование местного потенциала.

Информация и опыт реализации различных аспектов проекта общинных мультимедийных центров широко распространены во всем мире. Опыт ОМЦ имеет местные корни, находит местные решения локальных проблем и в любом случае приспосабливает к местным условиям ресурсы, которые поступают извне. Однако при всем разнообразии ситуаций и контекстов существует некий ряд постоянных элементов и особенностей, составляющих общую основу всех ОМЦ. Наиболее значительный из них лучше всего может быть охарактеризован как этическая роль ОМЦ. Общинный мультимедийный центр представляет собой инструмент, возможности которого нельзя недооценивать. Его обязанностью является обслуживание потребностей всей общины и противодействие любому чрезмерному влиянию определенных групп. ОМЦ должен гарантировать доступность этой коммуникационной и информационной платформы для всех и не допустить ее монополизации кем бы то ни было. Ему надлежит прилагать усилия по подготовке доступной информации, которая была бы и значимой (сбалансированной и разнообразной, современной и точной), и релевантной по отношению к потребностям общины.

Типы общинных мультимедийных центров

Согласно определению общинный мультимедийный центр объединяет в себе местные радиостанции и телецентры, являющиеся собственностью общины и функционирующие как коммуникационная и информационная платформа для удовлетворения потребностей развития общины. Основная идея этой модели заключается в максимальном использовании конвергенции радио- и телекомпонентов. Община использует возможности радио для того, чтобы местные жители могли знакомиться с местными новостями на своих родных языках; затем на родной язык переводят обучение работе на компьютере, доступ в Интернет и к другим цифровым ресурсам. Радио становится эффективным связующим звеном между людьми, особенно с низким уровнем грамотности, которые проживают в отдаленных сельских областях или заброшенных городских районах, и услугами, предлагаемыми телецентром. В рамках этой базовой структуры может существовать несколько различных типов ОМЦ, часто определяемых факторами местного, национального или регионального контекста. Если, например, национальное законодательство в сфере радиовещания еще не позволяет радиостанции общины получить доступ к радиоэфиру, но дает неограниченный доступ в Интернет или к кабельным сетям, то радиокомпонент может быть основан на их использовании. В другой важной области, касающейся права собственности общины, этот принцип, являющийся общим для всех ОМЦ, может быть воплощен в форме разнообразных практических соглашений.

Очень важно иметь информацию о различных типах ОМЦ, поскольку это может оказать помощь при выборе модели для конкретной общины. Кроме того, каждая модель имеет свои собственные преимущества и может предложить лучшие практические примеры для возможного использования в рамках другой модели.

ОМЦ на базе местной радиостанции. Наиболее широко распространенный тип ОМЦ включает в себя радиостанцию общины, совместно использующую помещение и имеющую с телецентром общее руководство и другие структурные элементы. Радиостанция обычно ведет вещание на частоте FM продолжительностью от 8 до 18 ч в день на территории в радиусе 10—50 км. Ее штат по преимуществу укомплектован добровольцами и одним или двумя постоянными сотрудниками. Радиостанция получает определенный доход от размещения объявлений, сообщений и программ, оплачиваемого отдельными лицами и организациями. Телецентр может иметь от трех до 12 компьютеров для общего использования в утреннее и послеобеденное время. Доступ в Интернет, сканирование и фотокопирование, а также учебные курсы являются платными. Наряду с этим предлагаются некоторые бесплатные услуги (или по фиксированным расценкам) для определенных групп общины, согласно имеющимся потребностям и приоритетам развития. Этот тип функций ОМЦ во многом дифференцируется с целью получения дохода, который необходим для достижения финансовой устойчивости. Такое дифференцирование выражается главным образом в виде предоставления коммерческих (платных) и бесплатных услуг. Перечень услуг обычно определяется при активном участии всей общины через комитет регулирования, совет управляющих, группы основных пользователей, ассоциации местных жителей и т. д.

Другой отличительной особенностью данного типа ОМЦ является опора на свои силы. Причина этого обычно кроется в очень слабой государственной поддержке муниципального уровня. С одной стороны, это может давать большое преимущество — скажем, подразумевать, что община действительно несет ответственность за работу ОМЦ и имеет право собственности на него. Но с другой стороны, ресурсы ОМЦ нередко бывают настолько ограниченны, что он не может предоставить все запланированные услуги; в частности, очень слабым звеном оказывается содержание радиопередач — большой объем трансляции музыкальных записей при малом количестве интеллектуальных программ. В результате радио может стать не столь эффективным способом использования ИКТ для общины. Ежедневные радиообзоры дают прекрасную возможность массового, косвенного доступа в Интернет. Но это требует времени и подготовки, равно как и обеспечения качественной связи для радиовещателей, чтобы просмотреть материалы Сети и подготовить хороший, тщательно выверенный радиообзор для слушателей.

ОМЦ на базе государственного радиовещания. Другой тип ОМЦ характеризуется тем, что он может транслировать передачи государственных радиостанций, являясь частью национальной радиовещательной системы. Этот вариант опробован всё в той же в Котмале в рамках экспериментального ОМЦ ЮНЕСКО, давшего толчок развитию других моделей ОМЦ. Сначала такие ОМЦ не взимают плату с пользователей за доступ к компьютерам, Интернету или радиоуслугам. Как и в случае с любыми средствами и приложениями ИКТ для развития, участие местных общин становится необходимым для организации работы со слушателями, пользователями, помощниками, добровольцами и инструкторами. В случае Шри-Ланки слушатели и пользователи ИКТ организованы в локальные группы при ОМЦ, называемые “обществами знания “. Как общественное учреждение этот тип ОМЦ не предлагает коммерческих услуг вроде использования факса, переплетных работ, сканирования и фотокопирования, которые составляют одну из основных сфер деятельности независимых ОМЦ. Устойчивость общественного учреждения зависит от правительственной поддержки и наличия стабильной, долгосрочной структуры, в рамках которой может развиваться ОМЦ. Однако статью расходов на государственные субсидии для доступа в Интернет может поддерживать далеко не каждое правительство. В том, что касается права собственности общины, пример Котмалы показывает, что оно является государственным по структуре, но на практике реализуется общиной с высоким уровнем привлечения профессионалов — как правило, государственных служащих.

ОМЦ на базе интернет-радио. Следующий тип ОМЦ — это центры в странах, где национальное законодательство не разрешает общинам доступ к радиочастотам. Такие ОМЦ должны искать альтернативу радиовещанию, но с учетом того, что возможность приступить к вещанию появится, как только будут внесены изменения в действующее законодательство. Этот путь необходимо постоянно иметь в виду, поскольку именно радио обеспечивает самый большой охват и доступность для восприятия. В таких условиях единственно возможным является интернет-радио. Однако его главный недостаток заключается в том, что доступ к нему имеют лишь пользователи компьютера. В то же время у него есть и преимущество: пользователи могут обратиться к программам в удобное для них время, а не только во время передачи. Интернет-радио поощряет диалог, давая слушателям возможность направлять свои отзывы о программе, задавать вопросы, голосовать и т. д., создавая таким образом новый элемент интерактивного компонента. Пример успешного использования средств кабельных радиостанций демонстрирует радио общины Намма-Двани в Будхикоте (Индия). Этот ОМЦ, используя через местного оператора кабельный канал связи, транслирует радиопередачи четыремстам подписчикам. При этом ОМЦ в Намма-Двани оборудован простой радиостудией, двумя компьютерами, небольшим телецентром и подключен к Интернету с помощью мультимедийных инструментов. Кроме того, он связан с местным центром ресурсов развития, где хранятся ежедневные радиопередачи общины, содержащие местную информацию и информацию о его потребностях.

ОМЦ на базе совместно используемого телецентра. Некоторые ОМЦ начали объединять локальную кабельную видеосеть и печатные СМИ с ИКТ и радио, в то время как другие пошли по пути использования нескольких радиостанций с одним телецентром. Такой тип мультимедийного центра применяется, например, в Мали, где три ОМЦ и частные FM-радиостанции обслуживают от 50 до 250 тыс. человек каждый. Основываясь на существующих ресурсах и инфраструктуре, модель ОМЦ в Мали предусматривает размещение телецентра рядом с одной из радиостанций и принятие меморандума о понимании (МОП) для проведения организационных мероприятий, гарантирующих всем партнерским радиостанциям доступ к его оборудованию. Преимущество этой модели состоит в ее высокой рентабельности, поскольку она способствует максимальному использованию ресурсов и потенциала ИКТ в рамках общины, которая конечно же не в состоянии содержать четыре или пять ОМЦ. Кроме того, данный подход помогает объединить существующие радиостанции и побудить их к совместному использованию возможностей для достижения важных целей развития.

ОМЦ как культурный центр. Еще один тип ОМЦ начинает появляться в рамках культурных центров общины. Такие учреждения создаются в рамках реализации программы ЮНЕСКО “Культура рядом” и являются хорошим дополнением к ОМЦ. Мобилизация возможностей общины и процесс реализации права собственности, позволившие создать культурный центр, формируют хорошую основу для деятельности ОМЦ. Организация ОМЦ в рамках культурного центра выигрывает благодаря практикуемому подходу к проблемам развития, когда проведение различных акций приурочивается к культурным мероприятиям — показам, собраниям, выставкам, соревнованиям и т. д. Они привлекают традиционные искусства, ремесла и творческие навыки общины и являются центрами их сосредоточения. Такие мероприятия представляют хороший материал для радио и при наличии необходимых ресурсов и соответствующей подготовки могут быть перенесены на цифровые носители информации. Ряд других типов ОМЦ может быть разработан в рамках структур по развитию общины — таких, например, как информационные центры общины по вопросам здравоохранения, фермерские и сельскохозяйственные сети, молодежные клубы и инициативы по сохранению окружающей среды или сети, работающие для инвалидов. Образовательные учреждения предлагают особенно хорошие перспективы для долгосрочного содействия.

Сеть ОМЦ. Последним типом является сеть ОМЦ. Вообще говоря, любой тип ОМЦ может осуществлять сетевую деятельность, которая всецело поощряется как важная взаимовыгодная система взаимной поддержки мероприятий всех ее участников, от совместного использования информации до объединения ресурсов для технического обслуживания, проведения общих учебных мероприятий и обмена практическим опытом. В этом случае существовавшая ранее сеть фактически давала ОМЦ возможность с самого начала тщательно планировать и осуществлять развитие с учетом сетевых параметров. Многие радиостанции общин в странах Карибского бассейна начали работать в сети несколько лет назад с целью создания системы обмена радиопередачами. Этот тип сети может внести неоценимый вклад, поскольку каждая радиостанция со временем трансформируется в ОМЦ. Первые такие станции, в состав которых вошли и телецентры, находятся на Ямайке, Кубе, в Барбадосе, Тринидаде и Тобаго. Вскоре появятся станции и в других регионах. Формирование сети на уже имеющейся базе позволяет выделять многие необходимые ресурсы, осуществлять обучение и поддерживать системы, что зачастую не под силу сделать одному ОМЦ. При этом обучение считается одним из самых дорогостоящих мероприятий.

Поэтому радиостанция ОМЦ Toco в Республике Тринидад и Тобаго в сети Карибского бассейна рассматривается в качестве возможного учебного центра. Радио Cocodrilo на Кубе совместно с радио Toco, несколькими FM-радиостанциями на Ямайке и радиостанцией GED в Барбадосе в настоящее время начинают использовать мультимедийные технологии для общин Карибского бассейна, в частности интерактивную электронную сеть. В дополнение к обычным услугам телецентра эта сеть обеспечит процессы интерактивного обучения, проведение форумов в сети, обмен местной информацией, а также множество творческих и некоммерческих мероприятий.

Гибкость и приспосабливаемость концепции ОМЦ. Все приведенные выше примеры демонстрируют гибкость и приспосабливаемость концепции ОМЦ. Ее адаптируемость связана не только с необходимостью настройки на местные условия, но и с возможностью лучше использовать существующие медийные структуры общины в качестве отправной точки. Типов ОМЦ может быть столько, сколько существует типов активных и процветающих организаций по развитию общины.

Подготовка создания ОМЦ

Для того чтобы создать полезный и эффективный ОМЦ, необходимо провести серьезную предварительную работу по подготовке управленческих и технических мероприятий и составлению бизнес-плана. Главные шаги состоят в следующем:

оценка культурных и социальных потребностей, в ходе которой определяются нужды общины, в том числе в ИКТ;

подготовка официального заявления о намерениях, в котором устанавливаются цели создания ОМЦ и то, как они соотносятся с потребностями общины;

разработка структуры создаваемого ОМЦ, включающей не только имущество, технику и инфраструктуру, но также элементы, которые позволяют управлять содержанием программы, персоналом и финансами. Поэтому полная структура ОМЦ определяется по результатам оценки потребностей и базового исследования, имеющихся навыков и человеческих ресурсов, вовлеченных в деятельность ОМЦ;

разработка положения об ОМЦ, в котором должны быть указаны все ассоциации и иные организации, вовлеченные в работу центра. При этом они должны пройти регистрацию в установленном законом порядке, чтобы не потерять лицензию на радиовещание;

разработка бизнес-плана, который зависит от структуры ОМЦ, его целей и задач, а также от планирования доходов и расходов, соотнесения уровня потребления энергии с затратами на нее, графика работы центра и иных факторов.

Совершенствование навыков и обучение. При создании ОМЦ необходимо тщательно проработать вопрос о людях, которые будут обеспечивать его работу, и о наличии необходимых специалистов в данной местности. В первую очередь следует изучить доступные людские ресурсы и лишь после этого переходить к проектированию сложной структуры, включающей отделы, рабочие группы, техников, выпускников университетов и т. д. При соответствующей подготовке большинство людей может научиться вести передачу в эфире и создавать программы, которые привлекут внимание большего количества слушателей и участников.

Все навыки, требуемые для работы ОМЦ, можно разделить на четыре группы.

1. Технические навыки:

— умение работать на компьютере (обработка текстов, электронные таблицы, организация и управление файлами и информацией, меры предосторожности, такие как правильное включение и выключение, резервное копирование);

— умение пользоваться электронной почтой и Интернетом для обеспечения связи, поиска и сохранения информации;

— умение пользоваться радиооборудованием (студия, передача, запись на пленку, интервьюирование, редактирование и подготовка программ, меры безопасности);

— техническое обслуживание (первичное обслуживание, установка программ, использование антивирусных средств, поддержание радиооборудования в надлежащем виде).

2. Организационные навыки:

— управление различными видами работ, таких как планы мероприятий, платежные документы, ведение счетов, организация встреч, подготовка отчетов и т. д.;

— мероприятия на радио (подготовка программ вещания, графика работы, координация).

3. Творческие навыки:

— умение вести курсы по основам компьютерной грамотности, обучать добровольцев для работы на радиостанции;

— наличие творческого потенциала и способностей к журналистике (подготовка радиопередач, продукции для веб-сети, выпуск местной газеты, готовность экспериментировать с новыми идеями).

4. Навыки в области продвижения идеи ОМЦ:

— мобилизация (работа с общиной для обеспечения всеобщей вовлеченности, поддержание связей с общественностью и информаторами, местными властями и организациями, поиск поддержки и спонсорской помощи, привлечение клиентов, пользующихся платными услугами, сбор денег);

— обсуждение с членами общины планов мероприятий, проводимых ОМЦ;

— бережное отношение к установкам и оборудованию и понимание права собственности.

Стабильность ОМЦ и мультимедиа-общины. Стабильность ОМЦ — это широкий спектр вопросов, которые охватывают длительные социальные изменения, а также средне- и долгосрочное финансирование. В принципе стабильность зависит от трех компонентов: социального, организационного и финансового.

Социальный компонент стабильности является основным при планировании общей стабильности ОМЦ. Существует три основных способа достижения этого вида стабильности — перевод телекоммуникационных процессов в собственность общины, развитие местного содержания и обеспечение языковой и культурной релевантности.

Организационная стабильность охватывает следующий комплекс вопросов: законодательство, регулирование и политика; право собственности общины и ее вовлечение в рассмотрение возможных проблем; внутренняя демократия, обучение членов общины и включение их в ее жизнь; рациональная и демократическая структура, менеджмент и контролирующие органы; целесообразная технология; сетевая работа и конвергенция.

Финансовая стабильность определяется такими факторами, как правительственная поддержка, участие местных учреждений и коммерческих предприятий, использование рекламы и поддержка со стороны общины.

Заключение

Таким образом, предпринимая усилия по привлечению всех членов общины к активному участию в жизни информационного общества, необходимо исследовать возможности каждого перспективного направления развития ОМЦ. С этой целью ЮНЕСКО возглавляет группу специалистов по подготовке всестороннего набора программ, семинаров и общедоступных учебных материалов под названием “Комплект мультимедийного обучения ”. Первые образцы этого комплекта доступны по адресу. Поскольку комплект продолжает развиваться, в качестве дополнительного инструмента было разработано руководство, представляющее собой краткий обзор различных аспектов организации ОМЦ и управления ими и которое мы кратко обозрели выше.


Сноска

1“Как организовать и поддерживать работу. Руководство по общинным мультимедийным центрам”/Под ред. С. Хьюза, С. Ишвара, В. Э. Дженнингса — М.: “Права человека”, 2006. http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001346/134602R.pdf.

 

← октябрь 2006 8  9  10  13  14  15  16  17  20 декабрь 2006 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!