На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2005-5-20 на главную / новости от 2005-5-20
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 20 мая 2005 г.

Продавцы зрелищ

Разумеется, сами театры, концертные залы и мюзик-холлы со своими сайтами на новом рынке быстро отошли на второстепенные роли. Этого следовало ожидать даже исходя из фундаментальных законов коммерческого развития: рынок не может существовать без агентов (дистрибьюторов), и прямые продажи от поставщика (вендора) конечному потребителю, когда из цепочки выпадает одно звено, во всех сферах бизнеса служат исключением и свидетельствуют о неразвитости торговых отношений.

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что устроителям шоу-мероприятий выгоднее предоставить возможность продавать билеты компаниям-посредникам, то есть фактически переложить на чужие плечи заботы о привлечении зрителя: организацию рекламных кампаний, проведение маркетинговых исследований и т. п.

При этом покупателю легче запомнить адрес сайта, на котором можно найти билеты на все мероприятия, нежели записывать координаты каждого театра или клуба.

В итоге на сегодняшний день в российском сегменте Интернета самостоятельно предлагают заказать билеты на свои мероприятия только наиболее крупные “вендоры” вроде Большого театра. При этом зачастую возможности соответствующего сервиса “из первых рук” смотрятся довольно бледно на фоне соответствующих услуг, предоставляемых компаниями-посредниками.

А последние все больше напоминают Интернет-магазины. Сетевые супермаркеты по продаже билетов появляются довольно часто, стимулируя уже упомянутую конкурентную борьбу и заставляя старых участников рынка искать все новые и новые пути повышения своей привлекательности в глазах покупателей.

Например, к новому 2005 году один из ключевых игроков на рынке театрального Интернет-бронирования компания “Партер” кардинально обновила свой сайт, попутно добавив ряд новых возможностей.

Помимо “Партера” вполне популярны в русскоязычном Интернете такие службы бронирования, как “Контрамарка” (владелец — ЗАО “РИАТиК”), “eАфиша.ru”, “Бизнес-Сервис”, Vipmesta.ru и vip-ticket.ru.

Можно также отметить портал Ticket.ru, который специализируется на самых разных видах Интернет-бронирования и позволяет заказать билеты не только в театр или кино, но и на самолеты, поезда и даже автобусы дальнего следования.

Некоторые негативные черты данного бизнеса были перенесены и в онлайн-сектор рынка. Не случайно здесь употребляется термин “компании-посредники”, а не “агентства”.

Не называя конкретных сайтов, можно отметить, что некоторые организации и частные лица (пока такие “театральные спекулянты” составляют большинство на неоформленном окончательно рынке) предпочитают действовать по “теневой” схеме, когда билеты не передаются театром на реализацию, а либо выкупаются заранее “оптовой партией”, либо на них сначала принимаются заявки, которые потом выполняются при посредничестве “своих” кассиров.

В первом случае у предпринимателя есть риск не продать весь имеющийся “товар”, поэтому неизбежные риски закладываются в стоимость билетов, что приводит к резкому их удорожанию (от 20 до 300% — в зависимости от популярности мероприятия). Во втором случае присутствуют стандартные риски “неформальных отношений”, то есть в последний момент билета может не оказаться и тогда клиент, подавший заявку, не попадет на мероприятие.

Разумеется, покупка билетов у официальных театральных дистрибьюторов гораздо предпочтительнее, так как, во-первых, в этом случае всегда можно быть уверенным, что забронированный билет останется действительным и не будет иметь места ситуация с дублем, а во-вторых, в его стоимость закладываются только затраты на бронирование (около 10%1). Однако по мнению одного из участников данного бизнеса, таких компаний (агентств в юридически корректном смысле этого слова, то есть организаций, заключивших агентские договоры с театрами) на российском рынке всего две.

Их имена автор по понятным причинам не называет. Если возникнет желание, читатель может получить их в приватном письме или же сделать выводы самостоятельно, сопоставив цены и возможности фирм по бронированию конкретных мест.

Сходство компаний-посредников с традиционными Интернет-магазинами усиливается, если обратить внимание на основные способы увеличения конкурентоспособности — их можно разделить на две группы.

К первым относятся аспекты, актуальные для любого рынка,например стоимость билетов, на которую посредники могут влиять, лишь снижая процент своих комиссионных, и “ассортимент”, пополнение которого подразумевает расширение выбора не только за счет новых театров и кинозалов, но также цирков и спортивных мероприятий.

Преимущество на этих фронтах дает компании значительный перевес, однако сохранять его до бесконечности невозможно. Сведение цены билета к минимуму (до которого, разумеется, доходить никто и не собирается) ограничено стоимостью его покупки у устроителя мероприятия, а количество “культурных точек”, куда может пойти зритель, хотя и достаточно велико (в первую очередь, разумеется, в Москве и Санкт-Петербурге), но не безгранично. Так, в списке “eАфиша.ru” насчитывается более 50 театров и концертных залов.

К тому же следует отметить, что большинство клиентов бронирует билеты на наиболее популярные шоу, и можно сказать, что компании-посредники делят не театры, а отдельные места в зрительном зале. Это становится особенно заметным, когда, просматривая сразу несколько сайтов такой тематики, отмечаешь одни и те же анонсы.

Впрочем, самостоятельно данную информацию готовят лишь контент-менеджеры крупных компаний — остальные ограничиваются перепечаткой. На момент написания статьи, например, по частоте появления лидировало танцевальное шоу известной ирландской группы Riverdance в Кремлевском дворце.

Нельзя пройти мимо некоторых “приятных мелочей” Например, “Партер” помимо краткой текстовой аннотации предлагаемых зрелищ позволяет прослушать на сайте небольшие фрагменты некоторых выступлений в формате mp3. А “Контрамарка” предлагает посетителям своего сайта фоторепортажи о прошедших мероприятиях.

По достижении в области цен и ассортимента относительного паритета, который сейчас наблюдается у большинства участников рынка, завоевать клиента можно, лишь учитывая специфические особенности данного бизнеса.

1 Некоторые компании берут надбавку за популярность

 

← апрель 2005 16  17  18  19  20  22  23  24  25 июнь 2005 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!