На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-11-23 на главную / новости от 1999-11-23
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 23 ноября 1999 г.

И вечный бой!.. Титаны начинают войну за душу новой вычислительной техники

Не успела стихнуть одна грандиозная война информационного века, как уже готова разгореться вторая.

War once again!

Доминирующей среди традиционных ПК стала операционная система Microsoft, но пока никто не может претендовать на душу и сердце вычислительных машин нового поколения — так называемых информационных устройств. Борьба за то, чтобы вложить свою ОС в эти компактные приспособления с выходом в веб, только начинается, и Microsoft, несмотря на всю свою мощь и технический потенциал, имеет не больше шансов на победу, чем полдюжины других претендентов, включая Palm, Sony и даже начинающие фирмы вроде Be. «Новый рынок совсем иной, — говорит старший аналитик Forrester Research Том Ринландер (Tom Rhinelander). — История Intel-Microsoft больше не повторится».

Выставка Comdex этого года, традиционно посвященная ПК, была забита веб-часами, персональными видеомагнитофонами, всякими диковинными штучками типа InfoStick и даже, казалось бы, ушедшими в прошлое сетевыми компьютерами. «Каждый по-своему несет одну и ту же весть, — комментирует глава компании Ве Жан-Луи Гассе (Jean-Louis Gassee). — Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, должно плавать в океане пакетов данных».

Бизнес-стратегии и приемы, которые действовали в предыдущей войне, в следующей могут дать осечку. Например, операционная система, которая привела к величию Microsoft, может не прижиться в качестве ядра программного обеспечения устройств нового поколения. В некоторых случаях у них вообще может не быть отдельной ОС. Взять, к примеру, популярную ТВ-приставку ReplayTV, которая позволяет телезрителям записывать, повторять и ускоренно воспроизводить передачи при помощи компьютерного жесткого диска. В ней вообще нет никакой ОС. «Наша задача в том, чтобы оставить технологию невидимой для потребителя, — говорит директор по маркетингу производителя „персональных ТВ-устройств” компании ReplayTV, Марк Страттон (Mark Stratton). — Мы не хотим, чтобы потребители задумывались о том, как работает устройство и что оно делает».

Связь правит миром
А возможно, что ОС займет место на заднем сиденье, уступив кресло водителя ПО, позволяющему этим устройствам устанавливать связь друг с другом. Президент и СЕО Sony Нобуюки Айди (Nobuyuki Idei) в своем выступлении на Comdex продемонстрировал систему PlayStation 2, которая должна служить домашним информационным и развлекательным центром, и Memory Stick — устройство для хранения музыкальных записей и данных размером с авторучку. Но не менее важны HAVi и iLink — высокоскоростные сетевые технологии Sony для потребительской электроники. «У нас три ключа, открывающих дверь в эру широкополосной связи, — говорит представитель Sony Electronics Рик Клэнси (Rick Clancy). — Один из них — это технология PlayStation, другой — цифровое телевидение и ТВ-приставки и последний — мобильное решение. И все это связано воедино сетевой технологией».

Принадлежащая 3Com компания Palm Computing давно стала лидером на рынке ОС для одного из видов информационных устройств — электронных органайзеров. Она добилась этого благодаря тому, что ориентировала свою ОС на максимальную простоту. В результате получилась система не для всего широкого рынка, как Windows СЕ, а для узкого класса устройств. С момента появления Palm продано уже 5 млн органайзеров, и теперь компании принадлежит 80% этого рынка. «Мы нацелились на такие рынки, где главное — размер и простота», — поясняет директор по стратегии и планированию платформ Palm Дэвид Вейлмюнстер (David Weilmuenster). Это принесло свои плоды, и на выставке Comdex крупнейшие производители электроники Sony и Nokia объявили о намерении создать на базе операционной системы Palm собственные устройства нового поколения, причем каждое из них будет ориентировано на определенный рынок.

Компании потребительской электроники заметно повлияли на Microsoft, которая в ходе антимонопольного процесса коренным образом пересмотрела свою тактику грубого давления на рынке ПК. Но более мелкие — и менее опасные — конкуренты, такие как производитель операционной системы Ве, могут оказаться лучше приспособленными к существенным изменениям на потребительском рынке, чем старая гвардия компьютерной индустрии.

Торговые марки не работают
В компьютерном мире Ве не удалось завоевать заметной доли рынка. Но в мире информационных устройств эта компания начинает расширять свою территорию. На Comdex Ве объявила о том, что портативное интернет-устройство WebPad компании National Semiconductor будет использовать BeOS в качестве основной операционной системы. «Известные торговые марки, такие как Windows СЕ, здесь не работают. Скорее всего, путь придется прокладывать заново, — говорит Ринландер из Forrester. — Собственно операционная система никому не нужна. На нее смотрят, как, например, на элемент памяти». Это горькая пилюля для Microsoft, которой удалось распространить свою Windows СЕ всего на 13% рынка.

С аналогичной проблемой столкнулся конкурент Microsoft компания Sun Microsystems, убеждая производителей потребительской электроники внедрить в свои устройства технологию Java. Перенимая тактику Sony, обе фирмы решили воспользоваться накопленным технологическим потенциалом, чтобы создать контент, который сделает их устройства полезными. Microsoft разработала спецификацию Universal Plug and Play. «Ценность любых домашних интеллектуальных устройств значительно повышается, если они соединены между собой», — поясняет менеджер группы продуктов отделения Microsoft Consumer Windows Шон Стэнфорд (Shawn Stanford). Sun привлекла свыше 20 тыс. программистов к работе над спецификацией Jini на базе Java, которая позволит устройствам от разных производителей взаимодействовать друг с другом.

Много победителей?
Что же дальше? «Допустим, появится сотовый телефон, способный загружать веб-страницы. А если их нужно распечатать? — спрашивает директор по встроенным приложениям Sun Куртис Сасаки (Curtis Sasaki). — Принтер, может, даже не имеет представления о сотовых телефонах, но благодаря Jini они найдут общий язык».

Кто бы ни вступил в игру и какую бы тактику он ни выбрал, не следует рассчитывать на скорую победу. Рынок — даже столь молодой — так переменчив, что даже аналитики еще не пришли к согласию о том, что же все это значит. Будут ли это карманные устройства? Беспроводные аппараты? Или что-то, что используется в повседневной жизни? В конце концов может оказаться так, что рынок информационных устройств попадет под власть не одного победителя, а станет территорией многих.

 

← октябрь 1999 18  19  20  22  23  24  25  26  29 декабрь 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!