На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-11-3 на главную / новости от 1999-11-3
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 3 ноября 1999 г.

Ольга Наумова

Вчера Группа компаний IBS официально объявила об открытии новой фирмы, которая получила название «Компьютер Депо» (см. „@“-daily от 02.11.99).

Сегодня генеральный директор «Компьютера Депо» Ольга Наумова, до недавнего прошлого занимавшая должность директора по маркетингу дистрибуторского центра «Дилайн», рассказывает читателям „@“ о том, как возникла идея создания этой компании, а также о том, чего ей хочется больше всего на свете, и признается, чего ей никогда не осуществить…

— Почему мы решили основать компанию, которая будет заниматься обслуживанием корпоративных клиентов? Потому что, во-первых, на рынке корпоративного обслуживания есть ниша, которая не занята. Во-вторых, подобной компании в структуре холдинга нет.

В настоящее время в холдинг IBS (Information Business Systems) входят: системный интегратор IBS, дистрибуторский центр «Дилайн» и компания Dell Systems, которая представляет корпорацию Dell Computer в России и других странах СНГ.

— Сегодня рынок корпоративного обслуживания достаточно поляризован: компании, которые его формируют, обращают свой взор либо на частного покупателя (уповая на cash), либо на крупную структуру («Газпром», ЮКОС и т. д.), ориентируясь на сложные проекты, комплексные поставки, тендеры. Заниматься обслуживанием средних корпоративных клиентов, у которых так же, как и у «больших» (того же ЮКОСа или ЛУКойла), есть корпоративная сеть, есть офисное программное обеспечение, есть сетевое оборудование и периферийные устройства, ни первый тип компьютерных компаний не может, ни второй. Более того, корпоративному клиенту иметь дело с розничными продавцами слишком хлопотно, поскольку оплачивать нужно не только стоимость приобретаемого товара, но и магазинное обслуживание. Системный интегратор, в свою очередь, старается укрупнить нужды средней фирмы до какой-то глобальной информационной системы, которую собирается поставить вместе с крупной партией всевозможного оборудования. Если же фирма говорит: нет, нет, ребята, нам нужно только пять компьютеров в сеть поставить, — она им не интересна.

И тогда возникает вопрос: куда идут эти клиенты? На рынке есть достаточно большое количество (никто не говорит, что здесь нет никого) маленьких компаний, с крайне низкой капитализацией, без собственных средств, которые, по сути, существуют на деньги клиента. Они берут у вас деньги на те же пять компьютеров, где-то их быстренько прокручивают, где-то покупают компьютеры, как-то их вам устанавливают и обещают, что если у вас чего, так они сразу. Приходится пользоваться их услугами, других предложений нет. Какие проблемы у вас, как у заказчика, при этом возникают? Прежде всего, никак не удается купить все, что нужно, в одной компании. Вы компьютеры приобретаете в одном месте, модемы — в другом. Этот рынок достаточно сильно распылен.

По результатам исследований, проведенных на этапе подготовки нашего проекта, выяснилось, что не больше 30% корпоративных клиентов (от совсем небольших компаний до более или менее солидных) имеют постоянного поставщика компьютерных товаров и услуг. У остальных такого нет вовсе, и они, как правило, сами бегают по рынку в поисках то того, то сего. Опять же, из числа этих 30% не все своим поставщиком довольны и могли бы его поменять. При том, что работают именно с компьютерными компаниями, а не на рынок едут. В общем, выяснилось, что ниша есть. На ней много кто работает, но никто и никогда не работал так, как следует.

Эта жила отнюдь не золотая. Крупным системным интеграторам работать с таким рынком довольно сложно, поскольку подобных компаний не 20, да и объем закупок невелик. Прибыльность, может, и выше, чем по крупному тендеру, но усилий и времени придется затратить значительно больше, да и к тому же работа системного интегратора на это не заточена.

Потребности корпоративных клиентов достаточно типичны. Для обслуживания большого числа такого рода запросов и удовлетворения их по ассортименту и сервису необходимы отлаженная технология и логистика. Все это требует денег, и денег значительных. При этом маржа не такая хорошая, как в рознице. Вот и выясняется, что есть лужок с довольно-таки низкой травкой, но там еще никто не пасется.

Разговоры на тему создания новой компании стали вестись руководством IBS с Ольгой Наумовой примерно год назад.

— Возможность управлять каким-то новым бизнесом всегда интересна. Этим увлекаешься. Я вообще по натуре реализатор. Тяготею и к организаторской работе. Хотя к своему нынешнему статусу я отношусь скорее плохо, чем хорошо. Занимать пост генерального директора — огромная ответственность.

Для меня, как и для любого другого человека, есть понятия «мочь» и «хотеть», а, кроме того, есть что-то внутри меня, что позволяет мне сказать, что это сделать я смогу, и это у меня получится. Скажем, врачом мне никогда не быть — я ничего не понимаю в человеческом организме. Даже медсестрой — не получится. Все, что связано с этим, мне не доступно и далеко от моего понимания. Но вот руководить каким-нибудь коммерческим медицинским центром, может, у меня бы и вышло. Хотя это было бы мне не по душе, поскольку непонятна сама индустрия. Если даже представить себе не можешь, что такое, к примеру, коронарное шунтирование, о чем еще тут можно говорить?!

Я бы никогда не решилась уйти в свой бизнес. Просто не готова к этому. Никогда не хотела быть генеральным директором. Особенно — своей компании. Это не позерство. Это, как я уже говорила, чрезвычайно большая ответственность, которая давит, как каменная плита. Я видела примеры того, как это дается и что делает с человеком. Но при этом есть осознание, что отступать некуда. Это совершенно особое состояние, которое постоянно держит человека в жутком тонусе. Я не хочу так жить.

2 июня этого года у Ольги Наумовой родилась дочь Елизавета. Накануне этого события молодая мама еще работала в офисе. В отпуске по уходу за ребенком она была только полтора месяца.

— Я не компьютерный бизнесмен — у меня нет своего бизнеса. Я наемный работник, топ-менеджер. И для семейных отношений это вовсе не клеймо. Хотя, определенно, со временем характер портится. Все люди разные. И можно скатиться до попытки «разруливания» домашней ситуации в рабочем стиле. Но для меня дом и работа — это две совсем разные ипостаси, и я могу различаться, как небо и земля. В офисе я полностью отключаюсь от домашних проблем и хлопот. Как топ-менеджер и как человек, проявляющий себя на работе, я одна, а на самом деле другая. Просто другая, я уверена.

Кроме того, дома я работой стараюсь не заниматься. Правда, иногда все-таки вынуждена брать с собой пачки бумаг, дискетки. Дома есть компьютер, но нет Интернета, который я никак не настрою.

У меня нет свободного времени. Ни на хобби, ни на увлечения, ни на общение со знакомыми. Я люблю поесть как следует, поспать, почитать. Сама готовлю, даже сейчас. Самое мое любимое горячее блюдо — рыбная солянка по старому русскому рецепту, когда она делается как горячее, второе блюдо. Не пеку, поскольку ни я, ни муж не едим сладкого. Я, конечно, люблю пироги, но самой себе печь пирог не то чтобы лень, а я его просто не съем, он испортится. Я и бисквиты любила делать. Но все это уже ушло, и довольно давно.

Всегда любила шить, и посвящала этому время, пока не пришла на работу в «Дилайн». Теперь хожу к портнихе. Люблю, чтобы вещь была хорошо скроена, с аккуратной строчечкой. Ни рюшечек, ни других подобных наворотов в одежде не признаю.

Директором по маркетингу «Дилайна» Ольга Наумова проработала четыре с половиной года.

— Обидно, что не остается времени на чтение. Даже нужные вещи некогда читать. На заре туманной юности я читала очень много, в школьные годы — буквально с фонариком под одеялом. Но теперь — все.

Мечтаю поехать куда-нибудь. Хотя я не столько люблю путешествовать, сколько… Есть еще одно понятие — синдром хронической усталости. В этой ситуации хочется только одного — спать!!! Поэтому мне хочется поехать куда угодно, да хоть к теплому-теплому морю. Я живо представляю себе: ветерочек, и я сплю. Потом я бы просыпалась, ела и снова спала. И так по кругу.

Что я стала бы делать, когда бы выспалась и отъелась, даже предположить не могу — мне еще не удавалось выполнить хотя бы этот желаемый минимум. И когда представится такая возможность — один Бог ведает. Наверное, никогда. Потому что никто еще мне не давал возможности ничего не делать в течение длительного периода времени. Здесь вступает в свои права закон человеческого общежития. Вокруг меня есть определенные люди, с которыми нужно считаться и делать так-то и так-то, а не только то, что мы хотим. Поэтому я пребываю в полной уверенности, что реализовать свою мечту — выспаться — мне не удастся никогда.

А главное, мне хотелось бы, чтобы наша новая компания была успешной. Чтобы мы хорошо стартовали, чтобы все срослось, функционировало, чтобы мы смогли выполнить намеченное в этом году, верно оценить шансы на следующий год, затем пройти по составленному плану.

У меня нет иллюзий, что после старта можно будет, по крайней мере, не столько работать. Ничего подобного. Я точно знаю, что еще немало месяцев будешь пахать больше, чем перед стартом. Потому что непременно полезут хвосты, которые потребуют дошлифовки. А затем нужно будет идти дальше. У меня есть представление о том, что я хочу делать в этом году, в следующем, через три года и т. д. Нормальная перспектива — это стратегические планы на пять лет. Сегодня мне совсем все ясно, до конца этого года — достаточно хорошо ясно.

Если в двух словах, то мы собираемся внимательно следить за тем, что происходит на рынке вообще, чтобы видеть, по какому сценарию развивается ситуация, успевать к ней выгодным образом готовиться, быстро реагировать и делать что-то на опережение. В общем, постоянно быть впереди.


Резюме

Ольга Наумова, генеральный директор компании «Компьютер Депо».

Окончила социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

Во время учебы в университете один год проучилась в МВТУ им. Баумана, но потом оставила — не хватило времени.

Мама — математик, окончила мехмат МГУ, преподает на факультете ВМК. Отец работает в Бауманке, специализируется на колесно-гусеничных машинах.

Работать начала, когда училась на втором курсе соцфака. Ко времени окончания университета уже имела трудовую книжку.

Была супервайзером на маркетинговых и политических исследованиях, руководила группой интервьюеров (запускала, собирала, проверяла). В результате всей этой деятельности выработался навык общения с различными категориями граждан.

В составе команды Андрея Свириденко (ныне генерального директора компании Spirit, — „@“) принимала участие в составлении первого справочника «Кто есть кто на компьютерном рынке России».

В начале 1994 года стала работать руководителем московского офиса петербургской консалтинговой компании «Альт». Здесь подготовила несколько маркетинговых исследований для IBS.

Меньше чем через год, по приглашению генерального директора дистрибуторского центра «Дилайн» Сергея Эскина (см. «Персону недели» от 18.11.98), перешла на работу в «Дилайн» директором по маркетингу.

2 июня текущего года стала мамой Елизаветы. Сейчас у девочки есть няня.

Ровно пять месяцев спустя официально возглавила «Компьютер Депо».

По натуре интроверт. По складу характера организатор.

Любит точные науки. Считает, что только в маркетинговых подразделениях компьютерных компаний можно совместить внутреннее тяготение к точным наукам с гуманитарным складом (в противовес естественным наукам, к которым никогда не тянуло).

По утрам встает в семь-восемь часов, домой возвращается в двенадцать ночи. Отсыпается по субботам.

Предпочитает сон и чтение увлечению горными лыжами и полетам на дельтоплане.

Любит вкусно поесть. Разбирается в московских ресторанах. Любит готовить сама.

_________________________________

 

← октябрь 1999 1  2  3  4  5  8  9  10  11 декабрь 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!