На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2005-9-8 на главную / новости от 2005-9-8
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 8 сентября 2005 г.

Автостопом по бизнес-общению

Михненко П. А. Как я учился деловому общению. Практическое руководство по преодолению коммуникативных барьеров. М.: NT Press, 2005. — 246 с.

Согласно современной психологии восприятия, если сознание читателя обычно фокусируется на существе материала, то подсознание, как правило, отслеживает стиль и позиции автора. А именно, для подсознания важно, как он соотносит себя, читателя и предлагаемый в книге материал. Например, одни авторы прямо обозначают, что по осведомленности и авторитету в данном конкретном вопросе они намного превосходят аудиторию.


Обычно для этого прибегают к помощи известного светила науки или искусства, которое готовит вступление к книге, перечисляя в нем достижения и регалии автора или авторского коллектива. Иногда идет прямое указание на уровень читателя, например, так: “Дорогой друг! Тебе еще предстоит пройти долгий и тернистый путь к постижению тайн физики полупроводников (или другой дисциплины). Желаю (ем) тебе успехов”. Что ж, эта форма вполне естественна для вузовского учебника и научно-популярной литературы.

Другие авторы стараются не выставлять себя вперед, оставаясь в тени излагаемого материала. Фразы “я сделал открытие”, “мы предлагаем следующую концепцию” и другие подобные сентенции в их книгах не встретишь. Личная (т. е. заведомо субъективная) форма изложения у них заменена на отстраненно-безличную — “в 50-х годах были открыты”, “и тогда научная мысль предложила следующую концепцию”.

Другими словами, материал представляется по возможности в объективном ключе. Но и здесь считается, что читатель не слишком разбирается в данной теме — изложенные сведения и концепции находятся выше уровня знаний предполагаемой аудитории.

Произведение Павла Михненко не подпадает ни под одну из двух описанных схем. Самым непостижимым образом автор ухитрился и предлагаемый материал, и себя позиционировать ниже уровня аудитории. Цитирую предисловие: “Необычность книжки состоит в том, что это не учебник, не пособие и даже не издание типа “Прочитай и научись”. Это — записи или, скорее, воспоминания о том, как я учился на курсах, которые назывались “Тренинг делового общения”… нет, по-моему, это был цикл семинаров “Как научиться выступать публично” или… или что-то в этом роде”.

Нельзя сказать, что в книге нет полезной информации, ее там предостаточно. И юмор присутствует, и слог хороший. С литературной точки зрения текст неплох, хотя муза делового общения, наверное, должна иметь крылья от авиалайнера. Проблема в другом, материал везде подан как бы к сведению вышестоящего читателя — подобно описанию быта местного населения в заметках “Автостопом по Кении”. Позиция самого автора выглядит примерно так: “Я пока лишь учусь искусству делового общения, а в книжке, как аккуратный человек, просто передаю содержание упражнений, которые мы использовали на занятии, и излагаю слова опытного преподавателя Павла”.

Подобная позиция, на мой взгляд, довольно скользкая. Значась автором практического руководства, Павел Михненко автоматически берет на себя определенную ответственность за излагаемый материал. Но в то же время он искусно уходит от этой ответственности, перекладывая ее на преподавателя-тезку, возможно вымышленного. Читатель вправе спросить, чем эта книга лучше отредактированных видео- или аудиозаписей реальных курсов?

Справедливости ради скажу, что Павел Михненко проделал большую работу по сбору и систематизации теоретической и практически полезной информации по данному вопросу. Впрочем, общей структуры материала, скелета курса, не чувствуется.

Как книга Павла Михненко будет воспринята публикой? Психологически ощущая себя выше автора, читатель вряд ли сможет войти в роль ученика, ведомого опытным преподавателем. Конкретных прямых указаний в стиле “выделите 30 минут в день, делайте так, проверяйте себя так…” вы в книге не найдете. И поэтому читателю, задумавшему действительно улучшить свои навыки делового общения, придется проявить собственное умение планировать занятия. Зато преподавателям ораторского мастерства и ведущим многочисленных курсов делового общения должно понравиться представление материала “к сведению вышестоящей инстанции”. Просматривая пособие, они смогут выяснить, как можно было бы построить практические упражнения, каким аспектам конкурирующая фирма уделяет больше внимания, а что упускает из виду.

Рекомендую произведение Павла Михненко собранным и организованным читателям, склонным обучаться самостоятельно, — как справочник и дополнительное пособие в освоении искусства делового общения.

 

← август 2005 4  5  6  7  8  9  12  13  14 октябрь 2005 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!