На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2004-5-24 на главную / новости от 2004-5-24
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 24 мая 2004 г.

RICN отрейтингует IT-компании по своей методе

На днях небезызвестный интернет-ресурс RICN объявил о том, что решил организовать свой собственный рейтинг IT-компаний.

Главный редактор RICN Ярослав Греков поясняет, что такое решение мотивировано несоответствием результатов, полученных различными исследовательскими агентствами. К примеру, «согласно IT-рейтингу агентства „Эксперт РА“ ведущей среди IT-компаний является R-Style. Проект iOne присвоил пальму первенства Национальной компьютерной корпорации (НКК)*. По оценке аналитической группы Gartner Dataquest, лидером на российском IT-рынке оказалась „Формоза“».

По словам г-на Грекова, «очевидно, что если результаты этих трех рейтингов разные, значит ни один из них не является объективным».

Как рассказал IT-daily Ярослав Греков, включить в свое рейтинговое исследование он планирует в общей сложности около 30 российских IT-компаний. Рассматриваться будут фирмы, пожелавшие принять участие в исследовании, а также те, которые публикуют свою отчетность. Разумеется, все они должны быть из числа «достойных сравнения». Таким образом, в рейтинг может попасть даже та компания, которая категорически не захочет в нем участвовать.

Одним из важных факторов, влияющих на место IT-компании в рейтинге RICN, должна стать «деловая репутация». Причем эту характеристику г-н Греков собирается оценивать лично, «ибо съел собаку на репутации».

Итоги своего рейтингования ресурс RICN намерен объявить уже летом.

Мнением по поводу отсутствия единодушия в оценках рейтинговых компаний поделился с IT-daily один из экспертов агентства «Эксперт РА». По его словам, исследования различаются даже по названию: в «Эксперте» это — «рэнкинг», у iOne — «рейтинг». То есть в последнем случае компании не отранжированы по какому-то определенному критерию: при их оценке суммируются различные параметры, которые впоследствии еще и умножаются на определенный коэффициент (данная операция проводится для того, чтобы не показывать реальные объемы бизнеса компаний).

В исследованиях «Эксперта» компании ранжируются по конкретным критериям — например, по объемам реализации. Согласно методологии «Эксперт РА», участникам анкетирования предлагается просто распределить сумму, указанную в 10 строке баланса (о прибылях) по тем видам деятельности, которыми занимается компания.

Причем «Эксперт РА» намеренно отделяет продажи собственных продуктов компании от бизнеса, связанного с перепродажей (а он может составлять до 80% оборота), которые включают в свои подсчеты специалисты некоторых других агентств. В связи с этим результаты того же проекта iOne не могут на 100% совпадать с «экспертными». Однако можно отметить, что расхождение не столь велико (как замечает эксперт агентства), а по отдельным позициям мнения полностью сходятся. (Например, лучшим производителем оборудования обе исследовательские компании признали «Аквариус».)

К тому же в «Эксперт РА» оцениваются только заверенные представителями компаний данные, поэтому в исследованиях принимают участие лишь компании, согласившиеся предоставить необходимую информацию. Опрос ведется среди фирм из имеющейся в агентстве базы данных. Классификация, по которой составлена анкета участников рэнкинга «Эксперта», была в свое время подготовлена компанией Ernst & Young, которая «любезно согласилась» поделиться своими наработками с российскими коллегами.

Что касается готовящегося рейтинга RICN, то, по мнению сотрудника «Эксперта», он, как любой другой, имеет свои шансы получить популярность. А такой параметр, как «деловая репутация», является скорее субъективным мнением определенного эксперта, поэтому большую ценность для выводов о реальном месте компании среди конкурентов представляет некое обобщенное мнение.

В проекте iOne рассказали IT-daily, что при проведении опроса пользуются анкетой собственной разработки, «несколько более широкой», чем у «Эксперт РА». Разница в местах, которые IT-компании получают в рейтингах, «обоснованы» и связаны с разницей в методологиях. В частности, важными критериями при расчетах iOne становятся доходы, полученные в расчете на одного сотрудника и на одного клиента, а также количество постоянных клиентов.

Рейтинг RICN отнесли в iOne к тем исследованиям, которым вряд ли можно будет доверять. А фактор деловой репутации, по мнению сотрудника проекта, является «важным, однако трудно формализуемым параметром». Для его анализа нужно проводить опрос участников рынка и клиентов, а RICN (дословно) «не относится к тем ресурсам, которые способны данную характеристику правильно оценить. Хотя бы потому, что это требует большой работы».

По мнению вице-президента по продажам и технического директора группы компаний «Формоза» Владимира Шарова, существенным является не место, которое занимает компания в рейтинге, а, скорее, попадание в нужный сегмент, например в первую пятерку. Кроме того, сами исследования направлены не на участников IT-рынка, для которых выявленная экспертами информация, как правило, не является новой. «Формоза» не слишком стремится предоставлять данные о себе всевозможным агентствам, однако в принципе приветствует рейтинговые исследования, результаты которых обычно характеризуют компанию с положительной стороны. По словам г-на Шарова, было бы довольно странным взять и поставить «Формозу» на «совсем последнее» место.

Вице-президент по маркетингу Национальной компьютерной корпорации (НКК) Роксана Янборисова рассказала IT-daily, что отношение у данной группы компаний к рейтингам — философское:

— Если к нам обращается за данными исследовательская компания, чью репутацию мы уважаем, если они не просят конфиденциальных данных, если их исследование соответствует профилю деятельности НКК, тогда мы предоставляем информацию. Однако никакой специальной «нацеленности» на участие в рейтингах в маркетинговой стратегии НКК нет. Мы считаем, что солидные исследовательские компании должны быть сами заинтересованы в адекватном отражении рынка и сами должны стремиться к получению информации от таких игроков рынка, как НКК.

Различие рейтингов объясняется различием методик исследования. И при корректном рейтинговании исследовательская компания всегда предоставляет детальную информацию о своей методике. Поэтому «одно и то же первое место» принадлежит разным компаниям в рейтингах «Эксперта», iOne и Gartner Dataquest. К примеру, «Эксперт» вообще не включал в свой анализ дистрибьюторскую деятельность и рынок дистрибуции. Безусловно, НКК, у которой дистрибуция составляет более половины оборота, просто не участвовала в этом исследовании как холдинг, ибо рейтинг в достаточной мере не соответствовал профилю деятельности холдинга НКК. Методику Gartner Dataquest я не берусь комментировать, ибо они решили, что российский рынок можно исследовать без привлечения НКК, и не запрашивали у нас никакой информации.

В любом случае надо отметить, что полностью объективных рейтингов не существует, ибо предоставляемые данные остаются на совести предоставивших их компаний. И на рынке есть отдельные игроки, систематически искажающие реальную картину. Периодически во всех рейтингах можно увидеть нечто фантасмагорическое. Ну, а если «поверх» методик накладывается еще и субъективный анализ конкретного исследователя, то без смеха читать просто невозможно. Для примера почитайте обзор российского рынка от исследовательской группы IT Europe.

Президент группы R-Style Василий Васин полагает, что для его компании не принципиально попадание в рейтинг:

— Для оценки нашей позиции на рынке мы пользуемся собственными аналитическими данными.

Однако R-Style с уважением относится к данным IDC и к попытке издательского дома «СК Пресс» посчитать рынок различных устройств:

— У нас нет понятия «наиболее важный рейтинг». Мы прекрасно обошлись бы и без великого множества рейтингов, которые в первую очередь призваны выполнять роль PR-мероприятий.

*Напомним, в состав НКК входят дистрибьюторские фирмы OCS и Landata, системный интегратор «АНД Проджект» и группа компаний «Аквариус». 

 Предыдущие публикации:
2004-03-23   Агентство «Эксперт РА» выявило наиболее успешных игроков на IT-рынке
Обсуждение и комментарии
Х - comminbox.ru
25 May 2004 10:57 PM
IT-daily дошло до таких помоев рунета как Мося?
Не страшно ли испачкаться?
И так желтизна проскакивает...
 

Y
26 May 2004 4:23 PM
О, бесстрашный сэр Х!
Я и сам мечтал когда-нибудь выступить против этого отвратительного Ricn, но никак не мог решиться. И вот теперь с удовольствием присоединюсь к тебе. Пришла пора сорвать все эти фиговые листочки демократии, которыми Ricn пытается прикрыть свою безусловно порочную суть и сказать ясно и четко: "Ricn - ты плохой!" "Мы не любим тебя, Ricn!"
Еще раз спасибо за беспримерный пример настоящего мужества, сэр Х.
Теперь я почти ничего не боюсь. И готов заявить о себе. Твой друг и соратник Y.
 

 

← апрель 2004 19  20  21  23  24  25  26  27  28 июнь 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!