На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-3-31 на главную / новости от 2003-3-31
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 31 марта 2003 г.

Вопрос недели. 24-28 марта

Недавно Президент России Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) должно быть расформировано, а его функции распределены между ФСБ и Минобороны РФ.

Как может отразиться расформирование ФАПСИ на работе ИТ-компаний с государственными организациями?

Николай Никольский, директор по маркетингу Cognitive Technologies

— Реорганизация ФАПСИ в первую очередь отразится на информационных проектах, связанных с обеспечением особых условий безопасности информации. Иными словами, проблемы возникнут при работе над проектами по созданию информационных систем, в которых используются специальные средства криптозащиты. Раньше для проведения подобных работ требовалось получить специальную лицензию — ее выдавало ФАПСИ. Теперь, с расформированием этого ведомства, непонятно, какой будет процедура получения подобной лицензии.

Впрочем, как мы полагаем, проблемы коснутся только новых проектов, поскольку старые лицензии, выданные ФАПСИ, скорее всего, сохранят свою юридическую силу. Поэтому компаниям, успевшим их получить, не понадобится получать новые лицензии у структуры, которая будет создана заново и к которой взамен ФАПСИ перейдут данные полномочия.

Леонид Гольденберг, президент группы компаний «Аквариус»:

— Не думаю, что может что-то кардинально измениться. Ведь ни у кого не возникает мысли, что упразднение Федеральной пограничной службы может означать, что у нас теперь открыты границы и пограничники разъехались по домам. Все равно, несмотря ни на что, наша граница будет охраняться. Так же и с ФАПСИ, точнее с тем подразделением, которое занималось лицензированием деятельности ИТ-компаний в области защиты информации. То, что раньше лицензировала эта организация, будет лицензировать кто-то другой. И не исключено, что этим будет теперь заниматься Гостехкомиссия при Президенте РФ. Защита информации — это важнейшая составляющая современных корпоративных, особенно ведомственных, сетей, и не каждая компания может проводить работы в этой области. И к лицензированию деятельности этих компаний преемник ФАПСИ будет относиться с должной ответственностью.

Алексей Голосов, генеральный директор компании «Форс»:

— Отвечая на этот вопрос, уместнее сказать не о «расформировании», а о «переформировании». Вряд ли государство откажется от функций, которые ФАПСИ осуществляло в отношении IT-компаний. В первую очередь, речь идет о сертификации ряда видов деятельности. Наличие таких сертификатов часто является необходимым условием для привлечения IT-компаний к работе с госструктурами.

Предполагается, что функции взаимодействия с IT-компаниями будет осуществлять структура, аналогичная ФАПСИ, но в составе, скажем, ФСБ, как следует из Указа Президента. По крайней мере, специалисты в этой структуре останутся прежние.

Так что больших перемен в первые месяцы, а может и год-полтора, мы не ждем.

Сергей Кухтин, руководителя направления «Информационная безопасность» компании «АйТи»:

— Бизнес «АйТи», оказывающей полный спектр услуг системного интегратора на территории России и стран СНГ, изначально предполагает тесное взаимодействие с ФАПСИ, ФСБ, Гостехкомиссией и другими регулирующими организациями. И чем выше были требования наших заказчиков — как коммерческих структур, так и государственных организаций — к уровню исполнения проектов, тем большее количество лицензий и сертификатов требовалось. Вот и теперь, когда для большинства предприятий и организаций вопрос обеспечения безопасности информационных и технических ресурсов становится все более актуальным и сети в защищенном исполнении становятся все более востребованными, мы приступили к оформлению ряда лицензий ФАПСИ/ФСБ в дополнение к уже существующим.

По нашему мнению, сколь-либо серьезных трудностей в связи с передачей полномочий ФАПСИ другой организации не будет. Права на деятельность «АйТи», подтвержденные ранее выданными лицензиями ФАПСИ, будут оставаться в силе до конца срока действия этих документов.

Как показывает опыт предыдущих лет, любые структурные изменения, происходящие на таком высоком уровне, хорошо подготовлены. Поэтому мы ожидаем, что и впредь процедура оформления будет проходить в рамках, установленных российским законодательством. Разве что в период интеграции ФАПСИ в ФСБ сроки, необходимые для получения лицензий, немного увеличатся.

Сергей Токмаков, президент компании Sterling Group:

— Начнем с того, что вообще-то никаких резких реорганизаций не произошло. То, что ФАПСИ было прочно отделено от ФСБ, просто миф. С точки зрения надзора за правильностью функционирования правительственной информации, изменения произошли в лучшую сторону: теперь для оформления лицензии и прочих действий, связанных с осуществлением лицензированной деятельности, нужно будет пройти меньше дверей, да и двери будут, скорее всего, на одном этаже.

С точки зрения самих госорганизаций, ничего не меняется. Остается требование к участникам тендеров в области ИТ-проектов на лицензирование деятельности, связанной с информационными потоками госучреждений.

Потенциальные проблемные точки для предприятий, в том числе и ИТ-компаний, связаны с процедурными вопросами. И, в первую очередь, с тем, как скоро будут даны официальные распоряжения и разъяснения о порядке перехода функций ФАПСИ к новому органу, который новым-то на самом деле не является. На это количество времени, естественно, будет отложен, в частности, момент подписания конкретной бумаги конкретным должностным лицом и прикладывания конкретной печати.

Возможна ли большая неразбериха? Теоретически возможно все, вплоть до маловероятного тотального повторного лицензирования и умышленного затягивания перерегистрации лицензий нечистоплотными чиновниками. В этом отношении можно рассчитывать на то, что реорганизация, о которой мы говорим, затрагивает, в первую очередь, руководство бывшего федерального ведомства.

Чиновничья же структура, осуществляющая основную практическую деятельность, на протяжении многих лет остается одной и той же, несмотря на структурные перемены в высших органах соответствующих властей. Вряд ли в эту структуру вдруг придут совершенно новые люди и принесут с собой совершенно новые порядки. В такой серьезной области, как государственная безопасность, случайные решения не принимаются.

Альберт Бертяков, руководитель отдела ИТ-консалтинга группы компаний TopS BI:

— ФАПСИ в пору своего существования определяло «правила игры» на рынке средств криптографической защиты информации (СКЗИ) — сертифицировало программные и аппаратные продукты, выдавало лицензии ИТ-компаниям на соответствующие виды деятельности. Без таких лицензий и сертификатов работа с госструктурами очень часто в принципе была невозможной (если в условиях тендера, к примеру, был пункт об обязательном наличии сертификата ФАПСИ на предлагаемое программное решение, то сразу можно было предсказать, кто в тендере победит). Если же ИТ-проект в государственной конторе не предполагал использования СКЗИ (что редко, но бывало), то факт существования в природе могучего ФАПСИ почти никак не сказывался на отношениях ИТ-подрядчика и госзаказчика. Для таких редких «счастливых случаев» уход со сцены ФАПСИ не имеет никакого значения.

Расформирование ФАПСИ в краткосрочной перспективе (от нескольких месяцев до года) никаких принципиальных изменений в отношения ИТ-компаний и госучреждений не привнесет. В конкурсной документации по-прежнему будут указывать необходимость наличия сертификата или лицензии ФАПСИ (это как со званием «Народный артист СССР» — Советского Союза давно нет, а носить этот титул до сих пор почетно). Ранее чем через полгода, наверное, не стоит ждать окончательной ясности в вопросе наследования лицензионно-сертификационной деятельности «почившего в бозе» ведомства. Весьма вероятно, что все «наследство» по этой части отойдет к Гостехкомиссии РФ. Тогда просто чуть-чуть изменятся тексты в объявлениях о новых конкурсах — вместо сертификата и лицензии ФАПСИ будут требовать наличие соответствующих «верительных грамот» Гостехкомиссии.

Для тех ИТ-компаний, у которых лицензии и сертификаты ФАПСИ были, мало что изменится в условиях ведения бизнеса — если они сумели в свое время получить соответствующую «бумажку» от ФАПСИ, то сумеют добиться этого и у нового хозяина прав на «раздачу слонов». Те же, кто вместо сертификата/лицензии ФАПСИ имел сертификаты/лицензии Гостехкомиссии, могут только выиграть, если именно упомянутое учреждение станет наследником соответствующей доли «бизнеса» ФАПСИ — ведь у них правильные «тропы» к нужным людям уже «протоптаны».

С расформированием ФАПСИ в ИТ-сообществе могут разыграться локальные «маленькие трагедии» (которые, впрочем, окажутся невидимыми сообществу в целом — за исключением непосредственных «актеров»). Наверняка, есть ИТ-компании, чьи усилия (и средства) были потрачены на приобретение «благословенной грамоты» от ФАПСИ, и они ожидали положительного решения — вот-вот... Но вопрос с самим ФАПСИ оказался решенным раньше, чем вопрос, который решало ФАПСИ. Ну что ж — бизнес есть бизнес, и риски в нем неизбежны.

Подводя итог размышлениям, можно высказать предположение, что никакого существенно положительного влияния факт расформирования ФАПСИ на взаимоотношения ИТ-компаний и госучреждений не окажет. Как известно, свято место пусто не бывает. Не свято место — тоже. В истории России, кажется, еще не известны случаи, когда упразднение какого-то ведомства приводило бы к сокращению числа чиновников. Не случится сокращения «чиновничьего заслона» между ИТ-компаниями и госзаказчиками и сейчас.

Владимир Мамыкин, менеджер по системам безопасности продуктов Microsoft российского представительства Microsoft.

— Работа любой компании при взаимодействии с государственными организациями строится на выстраивании взаимоотношений между конкретными людьми. В процессе длительного общения государственным чиновникам становится понятно, каковы реальные цели данной компании, что она реально может сделать, как наиболее оптимально использовать потенциал этой компании для достижения государственных целей. С другой стороны, сотрудникам компании становятся понятны истинные задачи и проблемы, стоящие перед государственными структурами, и способы, которыми она может пытаться их решить в условиях существующих государственных ограничений. Поэтому расформирование любой государственной структуры достаточно сильно отражается на возможности взаимодействия коммерческих компаний с преемниками этой структуры.

Microsoft работает с ФАПСИ много лет. За эти годы сделано очень много. Одним из ярчайших событий по повышению доверия к программным продуктам Microsoft в органах государственной власти стало подписание соглашения о предоставлении заитересованным государственным организациям исходных кодов наших операционных систем. Это соглашение, подписанное по согласованию с ФАПСИ, позволяет экономить значительные государственные средства при разработке защищенных информационных систем.

Мы уверены, что начавшийся новый этап сотрудничества будет продолжать развиваться и новые государственные структуры — преемники функций ФАПСИ — смогут в полной мере ощутить преимущества от его реализации.  

 Предыдущие публикации:
2003-03-12   ФАПСИ не будет больше выдавать лицензии и сертификаты
 В продолжение темы:
2003-04-01   Расформированием ФАПСИ будут руководить из ФСБ
Обсуждение и комментарии
Borja - stojkoskizic.gov.mk
8 Apr 2003 12:02 PM
Ocenj interesnaja statja. Cto delatj. Kak u nas idut dela, slucitsa to ze samoe. A toljko cto resili nekotorie vaznie voprosi etoj problematiki.
 

 

← февраль 2003 23  24  25  26  27  28  29  30  31 апрель 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!