На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-12-11 на главную / новости от 2001-12-11
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 11 декабря 2001 г.

Гендиректор Ассоциации операторов связи: «Минсвязи может превратиться в канцелярию при "Электросвязи"»

Недавно @daily поднял тему, связанную с конфликтом, возникшим между независимым оператором связи «Юргателекомом» и «Кемеровскэлектросвязью» — местным монополистом.

О том, насколько подобные конфликты типичны для российского рынка телефонной связи, с чем они связаны и о возможных путях решения существующих проблем @daily рассказал генеральный директор Ассоциации операторов связи Владимир Зайцев.

@daily: Сначала, если можно, несколько слов об ассоциации, которую вы возглавляете.

В. З.: Ассоциация существует два с половиной года и объединяет более 100 компаний. Причем все они — российские, предоставляющие услуги телефонной связи. Наша цель — способствовать развитию телефонии в России и оказывать помощь независимым операторам связи. В середине ноября мы провели конференцию, на которой были выработаны предложения по улучшению инвестиционной привлекательности рынка телефонии и его либерализации. Эти предложения войдут в план нашей деятельности.

— Сколько всего независимых операторов действуют на территории России?

— По данным Минсвязи — около четырех с половиной тысяч. Именно столько выдано лицензий. Но министерство требует, чтобы любая компания, строящая телефонную сеть, получала лицензию на эту деятельность. В результате, лицензией обладают и гостиницы, и заводы, и другие предприятия, использующие сети для внутренних целей и не предоставляющие ее другим лицам. Так что реально операторов связи сейчас не более 500, а компаний, для которых это основной вид бизнеса, еще меньше: 200-250.

— Если говорить о причинах конфликта «Юргателекома» и местной «Электросвязи». Многие ли операторы столкнулись с подобными проблемами?

— Практически все. Кроме, конечно же, самих электросвязей — местных монополистов. Могу назвать компанию «Интеркомби» из Находки. У нее те же проблемы, что и у «Юргателекома»: ее абонентов принуждают заключать договоры на междугородную связь с «Электросвязью» Приморского края. Другой пример — тульский оператор «Контакт». Он задумал телефонизировать всего один поселок и никак не может этого сделать. И только потому, что местное отделение монополиста — «Тулателеком» — месяцами не давало данных, необходимых для проектирования узла связи.

Можно упомянуть действия подмосковного отделения «Электросвязи». После того как оно подняло стоимость подключения к своим сетям в 4,5 раза, появление в этом регионе новых операторов стало более чем сомнительным.

Есть определенные проблемы и у переславского «Барса», владивостокского НТК, «Цифровых Сетей» из Новосибирска. И это далеко не полный список.

— Получается, что каждый раз, когда деятельность независимого оператора затрагивает интересы местной «Электросвязи», первому из них грозят неприятности. А нельзя как-то избежать такой ситуации?

— В том-то и беда, что нельзя. И дело здесь не только и не столько в электросвязях. Главный виновник существующего положения — Минсвязи. Если говорить точнее, то действующая ныне практика лицензирования. В своем стремлении поставить вновь возникающих операторов в полную зависимость от монополиста, то есть от местной «Электросвязи», министерство доходит до парадоксов. Ведь в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами оказания услуг телефонной связи оператор обязан предоставлять абоненту весь набор услуг, в том числе и междугородную связь. А в соответствии с лицензией на местную связь он не имеет права этого делать. В результате в любой момент сотни операторов в стране могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Из-за этого несоответствия Сергей Якушев (руководитель «Юргателекома», — @daily) и получил свои условные два года. А инициатором разбирательства стала «Кемеровскэлектросвязь», к действиям которой «Юргателеком» имел определенные претензии.

Вот еще один пример. Некоторое время назад один из членов ассоциации обратился в «Ростелеком» с предложением напрямую выходить в его сеть. Суть официального ответа сводится к тому, что по условиям лицензии «Ростелеком» не имеет права подключать к выходу на междугородную и международную связь других операторов.

Еще десять лет назад в стране могли открываться независимые операторы связи, а сейчас это практически невозможно. Если и дальше сохранится существующее положение, то постепенно монополисты поглотят других операторов, а Минсвязи превратится в канцелярию при «Электросвязи».

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что иногда Минсвязи помогает независимым операторам. Например, после обращения в министерство удалось решить проблему с тульским оператором «Контакт».

— Какие, на ваш взгляд, существуют пути решения названных проблем?

— Должны быть уничтожена монополия, что создаст условия для конкуренции.

И в этом можно воспользоваться опытом других стран. США, например, столкнулись с подобной проблемой еще в 60-е и 70-е годы. Тогда на рынке связи в Америке правила телефонно-телеграфная компания AT&T, которая сдерживала конкуренцию и препятствовала доступу к сетям подконтрольной ей группы Bell других операторов.

Какие были предприняты меры? Антитрестовский отдел подал иск в связи с действиями AT&T в нарушение запрета на монополистическую деятельность. Достигнутое в 1982 году мировое соглашение по этому делу было направлено на защиту «равного доступа». Bell была отделена от AT&T и, что самое главное, компании Bell было запрещено предоставлять услуги дальнего доступа. По подобному пути регулирования идут страны Центральной и Восточной Европы. Аналогичным образом можно поступить и в нашей стране.

Впрочем, есть примеры и у нас в стране. В подмосковной Черноголовке действуют четыре оператора связи. Результат — телефон можно установить всего за пять тысяч рублей. И это при том, что в некоторых районах Московской области, где нет конкуренции, стоимость этой услуги у монополиста — «Электросвязи» — достигает полутора тысяч долларов.

— Что в данной ситуации предпринимает ваша ассоциация?

— Мы пытаемся донести свои выводы до государственных органов. Обращались в Правительство РФ, в Министерство по антимонопольной политике, в Министерство связи. Работаем над предложениями по внесению дополнений в Закон о связи — он должен быть рассмотрен Госдумой весной следующего года. Пытаемся обращаться и к руководителям местных электросвязей. Посылали им письма с предложением обсудить возникающие проблемы, но, к сожалению, ответа так и не получили.

В заключение хочу напомнить некоторые цифры. В 1997 году консорциум Mustcom за 1 млрд 875 млн $ купил 25% плюс одну акцию «Связьинвеста». Примерно к этому времени независимые операторы подключили около 2 млн абонентов, что потребовало привлечения инвестиций на сумму не менее 1 млрд $. То есть они привлекли на рынок проводной телефонии сумму, сопоставимую с той, что государство выручило за блокирующий пакет акций «Связьинвеста». Но кто же теперь будет инвестировать в отрасль, которая находится в полузадушенном состоянии? 

 Предыдущие публикации:
2001-10-08   «Юргателеком»: старый и новый руководители компании — о причинах конфликта
2001-11-19   Администрацию Юрги заставят извиниться
 В продолжение темы:
2002-03-07   МАП обижает «маленьких»
2002-04-05   Два независимых оператора связи отстояли свои права

 

← ноябрь 2001 5  6  7  10  11  12  13  14  15 январь 2002 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!