На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2007-8-1 на главную / новости от 2007-8-1
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 1 августа 2007 г.

Либерализация на четверых


Сеть междугородной и международной связи “ТрансТелеКома”

Процесс либерализации дальней связи в нашей стране набирает обороты: летом к нему подключился еще один участник — компания “ТрансТелеКом” (ТТК). Теперь на этом рынке официально действуют уже четыре телекоммуникационных оператора. Однако ожидавшегося эффекта от роста конкуренции пока не видно — цены для конечных пользователей не падают, ассортимент и качество услуг не растут. В чем причина такого парадокса?

Все ли готовы строить трехуровневые сети?

Вероятно, все дело в завышенных ожиданиях. Мало объявить возможность либерализации и зарегистрировать всех желающих участвовать в этом бизнесе. Российский рынок дальней связи не очень активно воспринимает зарубежные идеи либерализации, при которых во многих странах в течение года начали оперировать десятки компаний и цены на услуги упали буквально в разы. У нас события развиваются медленно и обстоятельно.

“Ростелеком”, бывший монополист на рынке дальней связи, предоставляет свои услуги клиентам через родственные предприятия — межрегиональные компании (МРК) “Связьинвеста”, которым принадлежат и “последняя миля”, и сети зоновой связи по всей территории страны. Данная система оказания услуг успешно работает до сих пор.

Появление альтернативных операторов — “Межрегионального ТранзитТелекома” (МТТ) и “Голден Телекома” — ничего не изменило в статусе компаний “Связьинвеста”, через них МРК получили лишь дополнительные пути на рынок магистральных каналов. Альтернативные операторы пришли в зону МРК и начали переговоры с ними о стоимости агентских соглашений, присоединения к местным сетям и т. д. Подсчеты затрат показали, что реальной базы, позволяющей заметно снизить тарифы для населения, у этих компаний нет. В итоге клиент не почувствовал никакой разницы между участниками рынка.

“Когда вся цепочка находится в одной компании, тогда можно свою экономику строить в соответствии с её себестоимостью”, — считает Александр Виноградов, президент “Голден Телекома”. Он привёл такой пример. В Новосибирске его компания обслуживает 2000 телефонных номеров. По старому законодательству расходы на содержание присоединения и трафик составляли 350 тыс. руб. в месяц. После введения нового регулирования они выросли до 2,5 млн. руб. И откуда возьмется снижение тарифов?

В результате МТТ и “Голден Телеком” быстро выяснили, что в наших условиях для успеха на этом поприще нужно стать оператором с трехуровневой структурой, то есть владеть не только сетью магистральной, но иметь еще сети зоновой и местной связи.

Иными словами, им надо почти полностью скопировать структуру “Связьинвеста”, создать или приобрести по всей стране местные телефонные компании. Только через такое натуральное хозяйство они могут серьезно расширить оборот и свою долю на рынке дальней связи. Сегодня 32 компании обзавелись лицензиями на оказание услуг междугородной и международной связи (МГ/МН). Все ли претенденты на этот рынок готовы пойти на такие затраты? Скорее всего нет.

От монополии к олигополии

За полтора года действия нового законодательства о дальней связи по-настоящему либеральной телекоммуникационной среды в России так и не сложилось, но зато начался процесс перехода от монопольного рынка к олигопольному.

Сейчас наиболее успешным конкурентом “Ростелекома” остается МТТ, которому по итогам прошлого года удалось занять 4% рынка дальней связи. А в планах этого оператора — уже через год выйти на 15%. Не менее агрессивные заявления делает “Голден Телеком”: к концу 2010 г. он хочет завладеть 20%-ной долей МГ/МН-рынка. Правда, надежд на выполнение задуманного у обеих компаний пока немного.

У “Голден Телекома” хорошо получается работа с крупными корпоративными клиентами: он обслуживает все 52 имеющиеся в Москве гостиницы уровня “три звезды” и выше. Абонентами этой компании являются 63,7% корпоративных клиентов в столице, тратящих на связь от 2000 долл. в месяц. Но опыта обслуживания массовых пользователей у компании практически нет. Да и соответствующей инфраструктуры у нее маловато.

Сегодня в очереди на рынок дальней связи стоят “Арктел”, Orange Business Services Russia (бывший “Эквант”, см. PC Week/RE, № 15-16/2007, с. 12), “Синтерра” и ряд других компаний. Возможно, к концу нынешнего года на этом рынке будет оперировать от пяти до семи игроков. Известно, что если количество фирм, контролирующих рынок, ограничено (скажем, их пять), то он сохраняет многие черты монопольного.

К 2011 г., по данным ТТК, объем отечественного рынка дальней связи составит 3 млрд. долл. В принципе столь большого “пирога”, как российский рынок МГ/МН-связи, вполне хватит, чтобы поделить его между “старшим братом” и младшими участниками. Для олигопольного состояния не характерны ни ценовые войны, ни массированное внедрение новых технологий и услуг — всех и так всё устраивает.

Картину всеобщего благоденствия слегка нарушают только “карточные” операторы. Затевая реформу, Мининформсвязи планировало запретить деятельность операторов IP-телефонии, которые, не вкладывая сколько-нибудь значительных средств в развитие сети, могли предоставлять массовые сервисы по низким ценам. Но на деле ничего страшного не случилось, и эти провайдеры, поначалу испугавшись строгих санкций государственного регулятора, сейчас снова вышли из подполья. Де-факто они тоже претендуют на определенный кусок МГ/МН-рынка.

Планы “ТрансТелеКома”

Новый игрок, как полагается, сделал несколько оптимистичных заявлений: главное — в ближайшие пять лет ТТК планирует занять 8% рынка дальней связи. C августа нынешнего года на первом этапе работы на рынке междугородной и международной связи абонентами оператора станут крупные компании, при этом наиболее важными клиентами будут предприятия холдинга РЖД и нынешние крупные заказчики ТТК.

Затем услуга МГ/МН будет распространена на предприятия среднего и малого бизнеса. В перспективе ТТК надеется занять в корпоративном сегменте долю в 12—15%. Кроме того, в 2008 г. компания планирует выйти на рынок услуг для населения, где в 2009—2010 гг. хочет занять 5—7% этого сектора. Сейчас разрабатывается стратегия продвижения на массовый рынок, для чего будет создан новый бренд. Основные усилия ТТК сосредоточит на развитии услуг в регионах.

В дальнейшем, по мере выхода на массовый рынок, ТТК предложит различные кредитные и предоплатные продукты на основе публичной оферты, бонусные программы, а также услуги на базе интеллектуальной платформы. Обслуживание будет осуществлять собственный мультимедийный контакт-центр.

“Закончен более чем двухгодичный подготовительный этап, который включал получение лицензий, строительство сети, оформление разрешительной документации, — заявил президент “ТрансТелеКома” Сергей Липатов. — Выход на рынок дальней связи открывает нам новые горизонты развития, что позволит увеличить темпы роста доходов и диверсифицировать бизнес”.

У “ТрансТелеКома” есть собственная сеть, по размерам и пропускной способности сопоставимая с инфраструктурой “Ростелекома”. В ее создание вложено около 1 млрд. долл. Это выгодно отличает компанию от МТТ и “Голден Телекома”, и объективно у нее есть возможность реализовать некоторые из своих начинаний на рынке транзита Европа — Азия и в корпоративном сегменте. Но опыта операций на массовом рынке у нее нет, равно как нет и выхода на конечных пользователей. Здесь ей предстоит большая работа, результаты которой предсказать затруднительно.

NGN на всю страну

“ТрансТелеКом” эксплуатирует и обслуживает сеть связи следующего поколения (NGN) протяженностью более 50 тыс. км. Она проложена вдоль железных дорог страны, имеет более 950 узлов доступа во всех регионах России и соединяет Европу и Азию.

Сеть междугородной и международной телефонной связи (ММТС) ТТК реализована на базе 11 гибких коммутаторов Softswitch (семь междугородных и четыре международных), объединенных по принципу “каждый с каждым”; ресурсов ММТС компании; точек присоединения к сетям операторов зоновой телефонной связи во всех субъектах федерации.

ММТС ТТК — полностью однородная телефонная сеть, построенная с нуля на однотипном оборудовании и с централизованной системой управления. Поставка аппаратуры, монтаж и пусконаладочные работы проводились силами одного подрядчика — компании Huawei Technologies. Это обеспечивает согласованность и сбалансированность всех элементов сети.

Выбор технологии NGN и передовых принципов сетевой реализации дает ТТК ряд существенных конкурентных преимуществ: высокий коэффициент готовности и высокое качество сети, низкие операционные затраты на ее содержание. Магистральные ресурсы компании позволяют обеспечить передачу голоса по ММТС без дополнительной компрессии (сжатия), что гарантирует минимальный уровень задержек и искажений.

 

← июль 2007 1  2  3  6  7  8  9  10  13 сентябрь 2007 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!