На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2000-12-5 на главную / новости от 2000-12-5
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 5 декабря 2000 г.

Информационные технологии в образовании

Юбилейная, десятая, конференция под таким названием прошла в конце первой декады ноября в Московском лицее № 1511 при МИФИ. Основным организатором мероприятия выступило научно-производственное предприятие "БИТ про" при поддержке Федерации Интернет-образования, Министерства образования России, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Института проблем информатики Российской академии наук, Московского комитета образования и Московского государственного инженерно-физического института. Генеральный спонсор - компания "Хронобус", спонсоры - TrueSystem, Step Logic, "1С".

В конференции приняло участие (с докладами) около 500 человек из 130 населенных пунктов России, Казахстана, Украины, Белоруссии, Азербайджана и Польши.

Более 1500 человек посетитили выставку, которая сопутствовала конференции и собрала многие российские фирмы (всего около 50), продемонстрировавшие учебные компьютерные программы, программы автоматизации школьной бухгалтерии, документооборота, вспомогательное ПО, образовательные и Интернет-проекты.

На ней также были представлены издательства, газеты и журналы, занимающиеся проблемами образования, а также фирмы - поставщики оборудования и интеграторы.

На открытии конференции выступило немало высоких гостей, приветствовавших ее проведение: директор ИПИ РАН Игорь Соколов, проректор МИФИ Виктор Метечко, председатель директората Федерации Интернет-образования Сергей Монахов.

Владимир Вержбицкий (заместитель начальника отдела информатизации и инноваций Министерства образования РФ) отметил, что Министерство активно поддерживает подобные мероприятия; кроме того, оно разворачивает собственные программы, связанные с ИТ: "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение развития образования" и "Создание систем открытого образования".

В целом можно сказать, что конференция была неплохо организована, учитывая ее многочисленный состав, оперативное издание тезисов (а также наличие их на сайте конференции в Интернете: ito.bitpro.ru) и разнообразие форм работы: помимо обычных пленарных докладов и заседаний секций, здесь активно проводились круглые столы, презентации и мастерские.

На первых, как водится, велись дискуссии по разным темам, на вторых были представлены обучающее ПО, Интернет-проекты, компьютерные деловые игры, учебно-методические комплексы и др. Большой интерес участников вызывали мастерские - "практикумы для взрослых", давшие возможность не только увидеть программные продукты, но и попробовать освоить методики обучения, способ применения тех или иных технологий на практике. И здесь было важно не только участие, получение новых знаний и навыков, но и активное расширение контактов, обмен опытом, идеями, информацией.

При всем понимании несомненной важности и полезности применения ИТ на всех стадиях обучения автора до сих пор не оставляет смутное ощущение некоторой недоговоренности, маячит эдакий вопрос: не пытаемся ли мы перепрыгнуть "от феодализма к коммунизму", минуя ряд закономерных и необходимых стадий?

Да, конечно, следует развивать разнообразные формы применения ИТ в образовании (от электронного учебника до дистанционного обучения и использования ресурсов Интернета), но, например, стоимость разработки одного курса для дистанционного обучения, согласно американским стандартам, - около 10 тыс. долл. Какое учебное заведение у нас способно оплатить такую работу? Кто будет ее выполнять - наиболее продвинутые преподаватели (им, скорее всего, придется делать это "за бесплатно"), коммерческие фирмы (а кто у них потом купит такой продукт?) или Министерство образования? Где и на чем будет применяться подобная разработка? Ведь это в американских школах соотношение числа компьютеров и учащихся составляет 1:6 (не считая совсем другой обеспеченности компьютерами семей), а в нашей стране это соотношение выглядит как 1:100 (!), причем 75% техники - это компьютеры, купленные пять и более лет назад (!), и лишь чуть более 5% школ имеют современную мультимедийную технику.

Остался совершенно за кадром блок вопросов медико-психологического профиля: как влияет общение с компьютером на здоровье и психику ребенка? Как следует заботиться о безопасности работы в компьютерном классе? И здесь следует говорить не только и не столько об излучении от экрана монитора, сколько о другом характере нагрузок, а также о том, как будут меняться физические и психологические особенности и мировоззренческие установки человека, который набирать буквы на компьютере научился раньше, чем писать их рукой на бумаге (а научится ли он их писать вообще?), человека, который читает тексты не с горизонтальной плоскости (книга), а с вертикальной (экран); человека, который не привык читать длинные книги, а узнает сюжеты классических произведений из их аннотаций или кратких пересказов в Интернете; человека, общение которого "виртуализируется" до предела?

Возникает и еще много вопросов. Например, каковы границы применимости дистанционного образования (т. е. захотите ли вы лечиться у врача, который обучался дистанционно)? Возможно ли элитное дистанционное образование?

И наконец, благая идея "интернетизации сельских школ", вылившаяся в правительственный проект и встреченная на конференции весьма одобрительно, как айсберг, имеет огромную подводную часть: может, эти средства лучше направить на обеспечение сельских школ обычными учебниками, пособиями, приборами и реактивами?

Нынешним летом директор школы из Тверской области радостно рассказывала мне, как она выхлопотала средства на покупку пробирок для кабинета химии в количестве… 20 штук (!). О реактивах, даже самых простых, речь там уже давно не идет… Как, впрочем, и о комплектах бесплатных учебников, и о букварях, и о многом другом. Когда для сельской школы является неразрешимой проблемой ремонт обвалившегося потолка, то куда при этом надо ставить выделенный по правительственной программе компьютер? - вот задачка, которая не под силу высшей математике.

Одним словом, многие подобные проблемы еще ожидают своих исследователей, и результаты подобных изысканий могут принести немало неожиданного. А что думают по этому поводу наши читатели?

К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.
Обсуждение и комментарии

Павел Гудков - pgaha.ru
9 Dec 2000 8:21 PM
Кстати, форум http://www.fio.ru/ito-forum открыт для всех желающих для обсуждения проблем, затронутых на конференции.
 

 

← ноябрь 2000 1  4  5  6  7  8  9  12  13 январь 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!