На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2005-2-24 на главную / новости от 2005-2-24
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 24 февраля 2005 г.

Будущее будущего

Что окажет более существенное влияние на историю человечества — Friendster или пенициллин?

Я задумался над этим потому, что в последнее время слышу все больше ссылок на закон Курцвейла, который еще называют законом ускоряющегося развития. Сформулированная футуристом Рэем Курцвейлом, эта теория, опираясь на историю, утверждает, что темпы технологических перемен удваиваются каждое десятилетие — то есть прогресс подчиняется закону, подобному закону Мура.

«На ранних этапах истории техники — колесо, огонь, каменные инструменты — на изобретение и распространение новой технологии требовались тысячелетия. Тысячу лет назад такое принципиальное изобретение, как печатный станок, получало широкое распространение уже за сотню лет. Сегодня для распространения сотовых телефонов или World Wide Web достаточно нескольких лет, — пишет Курцвейл в оригинальном эссе, где излагает свою теорию. — В XIX веке произошло больше технологических изменений, чем за всю предшествующую историю. Затем, в первые 20 лет XX века технология изменилась больше, чем за весь XIX век».

Венчурным капиталистам нравится такой подход, так как он подразумевает, что вот-вот появится нечто грандиозное. Между тем участники конференции TED и других футуро-технологических событий предсказывают широкое социологическое влияние таких новых идей, как блогинг, ресурсные вычисления и RFID.

Однако по-моему, эта теория требует некоторой корректировки. При сегодняшних расчетных темпах прогресса первое десятилетие XXI века должно принести столько же свершений, сколько принес весь XX век, так что каждый год будет добавлять достижения целого десятилетия. (Возможно, отношение даже выше, только у меня счётов не хватает.)

В 2002 году был открыт сайт сети социальных связей Friendster. В 1928 изобрели пенициллин. В те же 20-е годы появились ракеты с жидким топливом, телевидение, робот и диспенсер Pez.

Даже первое десятилетие 1900-х — когда родились дирижабль, чай в пакетиках, неоновая лампа, теория относительности, трактор, безопасная бритва, кондиционер воздуха, гидролокатор, целлофан и растворимый кофе — кажется пламенно революционным по сравнению с 2000, когда появился 1-ГГц процессор и интернет-устройство Audrey, которое можно мыть губкой. Конечно, большинство людей тогда занималось созданием интернет-стартапов, так что масса времени была потрачена на рассылку резюме, но все равно итоги кажутся удручающими.

Пирамидные схемы
По теории Курцвейла, темпы научно-технического прогресса могут только ускоряться. Наступивший век должен произвести столько же технологических достижений, что и все предыдущие 200 веков — то есть начиная с момента за 16 тыс. лет до эпохи фараонов.

Но вот кончается февраль 2005 года, а мы не видим особых признаков этого. За первые два года 1950-х изобретатели уже предложили кредитные карты, суперклей и стиральный порошок — а на подходе были штрихкод и Mr. Potato Head.

На самом деле теория Курцвейла своими выводами обязана тому, что я называю законом Канеллоса: прошлое часто кажется более примитивным, чем оно являлось в жизни, потому что там не было нас. Каждая культура считает себя вершиной цивилизации. Пещерные люди развивались бы гораздо быстрее, если бы у одного из них хватило дальновидности всего лишь сказать: «Лучше, дешевле, быстрее — вот о чем нужно думать, когда смотришь на кусок вулканического стекла».

Точно так же и технические достижения прошлого часто выглядят примитивными. Кажется, что бюстгальтер (1913) и свежемороженые продукты (1923) можно было бы сварганить буквально за уикенд.

На самом деле прогресс идет волнообразно. Когда в 315 году нашей эры римляне возвели Арку Константина, ее пришлось украшать барельефами, снятыми с памятников предыдущих эпох, так как скульпторы разучились это делать. А индейцы майя, как утверждает профессор антропологии Йельского университета Майкл Коу, создали подробные астрономические карты и даже разработали сложную систему счисления по основанию 20. Но затем эта цивилизация пришла в упадок.

Темпы, с которыми общество приспосабливается к технологическим переменам, тоже непостоянны. Возможно, футуристы правы — и развитие технологии действительно ускоряется — но это уже не оказывает такого влияния. Моя бабушка, заставшая изобретение холодильников, аэропланов и вакцины от оспы, смогла вспомнить и то, как сельские жители в качестве меры предосторожности для защиты от кометы Галлея развешивали на крышах своих домов влажные полотенца.

На моем веку технология, кажется, занималась главным образом совершенствованием уже сделанных изобретений (кассеты сменились CD и т. п.). Технология вызвала две грандиозные перемены — интернет и глобальное потепление — но одно из них было непреднамеренным. Никто так и не путешествует на Луну и не носится на подводных крыльях.

Прогресс, несомненно, продолжается, но изобрести колесо уже не удаётся.
Обсуждение и комментарии

XXX
24 Feb 2005 5:30 PM
Да, раньше и сахар был слаще и небо голубее.
Все великие люди уже умерли и мне что-то нездоровится...
 

hrun
24 Feb 2005 8:32 PM
Статья ничём, "растекание мыслию по древу"(с)Слово о полку Игореве
 

00alex
24 Feb 2005 10:09 PM
2 XXX :)))
 

Bosch
24 Feb 2005 11:22 PM
А звёзды?! Помните, какими крупными раньше были звёзды?! А книпки на наших микрокалькуляторах?! ...
=)
 

Wintermute - devnul.ru
25 Feb 2005 9:49 AM
А девки? Девки, помните, какие были красивые? Кровь с молоком!.. Не то, что сейчас... Э-эх...
 

Ender
25 Feb 2005 10:04 AM
Девки, это уж у кого какие... :-)
 

Игорь
25 Feb 2005 1:53 PM
Канеллос не замечает простой вещи - "В те же 20-е годы появились ракеты с жидким топливом, телевидение, робот (?! - И.) и диспенсер Pez", но в широкое употребление всё это вошло гораздо позже. Так и то, что изобретают в эти годы мы сможем оценить и сравнить с диспенсером Pez через годы, если не десятилетия. Курцвейл лично мне кажется гораздо убедительнее.

А девки мне и нонешние ничего ...
 

Ирина
25 Feb 2005 2:30 PM
Скока-скока тысячелетий назад изобретен печатный станок?...
 

Vovchik - ab.ru
25 Feb 2005 3:16 PM
Представьте себе на минуточку жизнь в большом городе без водоснабжения и канализации.Вам сразу станет понятно, что ракеты, телевидение и сотовые телефоны не такие уж значительные изобретения.
 

уних world - s999999999rambler.ru
25 Feb 2005 5:05 PM
Нет, надо уж как -то одинаково считать. Или от момента изобретения , или от момента массового применения.
Кстати , о канализации. За 101 километром от Москвы она , до сих пор , не внедрена.
 

Михаил
25 Feb 2005 6:57 PM
Цивилизация? Да мы - натурально, пещерные люди. Человек тысячу лет назад хоть на природе жил, а у нас вся жизнь - в пещерах. Ну а то, что в этих пещерах комунальные удобства... да, БОЛЬШЕ ПОХВАСТАТЬ НЕЧЕМ. Хилые, существа из пещер.
 

(80)
27 Feb 2005 12:49 AM
2уних world: "Кстати , о канализации. За 101 километром от Москвы она , до сих пор , не внедрена."
То-то все из Питера в Москву, в Москву. А я голову ломаю - чего их сюда тянет??? ;)
 

Vovchik - ab.ru
28 Feb 2005 5:27 PM
Я как раз имел ввиду, что без канализации невозможна жизнь большого города, всех этих небоскребов, огромных заводов, офисов, в которых вы пишете свои посты. Деревня без канализации проживет. Так же как и без других благ цивилизации.
 

DemonZLa
1 Mar 2005 8:31 PM
Скоро прогресс остановится... вот что видно из этих фактов... если только люди не возьмутся за ум...
 

ultra
2 Mar 2005 1:58 PM
В общем, кранты скоро всему =)
 

User
3 Mar 2005 11:10 AM
"А индейцы майя, как утверждает профессор антропологии Йельского университета Майкл Коу, создали подробные астрономические карты и даже разработали сложную систему счисления по основанию 20. Но затем эта цивилизация пришла в упадок."
А еще они очень любили совершать человеческие жертвоприношения. И в упадок их привели возмущенные таким беспределом испанцы.
 

User
3 Mar 2005 11:11 AM
З.Ы. Девки 20х годов, судя по фоткам - округлые существа с выпученными запуганными глазами:)
 

венчурный капиталист
6 Mar 2005 11:15 PM
По подсчетам западных умников, в наше время домохозяйки, используя пылесосы, моющие средства, блендеры и миксеры, - тратят на домашние дела ничуть не меньше времени и сил, чем домохозяйки сто лет назад.
 

4uvak
10 Mar 2005 3:38 AM
2 венчурный капиталист:
приведите плз источник информации
 

Торвальдс
10 Mar 2005 8:03 PM
2 4uvak:
Это я ему рассказал :-))
Основано на домашнем жены Билла.
 

Cамый крупнейший ЛОХОТРОН на 1/6 суши. - sulcementyahoo.com
3 Apr 2005 2:10 AM
РОССИЯ - самый крупнейший ЛОХОТРОН на 1/6 суши. В России несоблюдается вопрос интелектуальной собственности уже на протяжении 100 лет.

Западное право уделяет большое внимание к вопросу интеллектуальной собственности.

Так для меня всеьма показательно в этом плане карьера Сикорского (отец американского вертелетостроения) и карьера Камова или Туполева, так в 20-е годы Сикорский иммигрировал в USA, где создавал новые технологические решения в вертолетостроение, а его друзья Камов и Туполев остались в России в результате все что они создали в вертолетосроении и самолетостроении досталось партийным Бонзам. Сикорский же везде где используется его технология через патенты получает долю прибыли от производства. То есть я рассматриваю американские компании как имеющие понятия об интеллектуальной собственности, и намного более справедливые в оценке людей интеллектуального труда.

По ПОНЯТИЯМ современной молодежи Курчатов, Кролев, Лозинский, Туполев, Камов, Йооффе, Капица, Вавилов, Вернадский,

и многое другие ученые работавшие на постсоветском пространстве оказались, да простят меня наши предки за нецензурность выражения ЛОХ -АМИ.

ВАХ-ВАХ-ВАХ как сказали бы НОВЫЕ ЕВРЕИ из КВН -

РОССИЯ - самый крупнейший ЛОХОТРОН на 1/6 суши.


 

 

← январь 2005 18  20  21  22  23  24  25  27  28 март 2005 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!