На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2007-9-7 на главную / новости от 2007-9-7
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 7 сентября 2007 г.

Ветер перемен в маркетинговых исследованиях?

Маркетинговые исследования — одна из традиционно горячих тем для СМИ. Перефразируя известное высказывание из “Берегись автомобиля”, можно уверенно сказать, что читатель любит данные о росте и объеме рынка. Учитывая этот интерес, журналисты постоянно ищут нужные сведения, при этом многих сегодня интересуют не столько общие рассуждения на качественном уровне, сколько конкретные численные данные, желательно в абсолютном денежном выражении.

Сергей Карелов:

Сергей Карелов: "Непрерывное развитие российской индустрии ИТ требует дальнейшего повышения качества рыночной аналитики, возможного лишь на основе достоверных исходных данных"

Однако вот какая видится проблема: зачастую при публикации подобных данных остаются невыясненными важные вопросы. Откуда взяты эти данные? Какова степень их достоверности? В конце концов — а что конкретно скрывается за указанными миллионами долларов? К сожалению, нужно констатировать, что поставщики подобной информации зачастую вовсе не горят желанием на подобные вопросы отвечать.

Но все течет, все изменяется: похоже, развитие российского ИТ-рынка уже подошло к той стадии зрелости, когда от обсуждения содержательной составляющей маркетинговых исследований уже не уйти. Подтверждением тому стал совместный брифинг компании IDC и Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС), который прошёл 4 сентября в Москве и на котором были представлены основные результаты отчета “Russia IT Services 2007--2011 Forecast and 2006 Vendor Shares” (“Прогноз российского рынка ИТ-услуг на 2007--2011 гг. и распределение долей поставщиков в 2006-м ”). Конечно, тема интересна сама по себе, но все же главная интрига мероприятия заключалась в том, что на нем была представлена новая методика определения объемов рынка.

Компания IDC — один из признанных мировых лидеров аналитических исследований в сфере ИТ. Базовая методика ее работы в целом хорошо известна — она основывается на исходных данных, предоставляемых поставщиками (товаров, услуг и пр.), и априори предполагает их достоверность, хотя эксперты из IDC и проводят определенную проверку и “очистку” поступающей к ним информации.

Конечно, даже если принять, что исходные данные соответствуют решаемой исследовательской задаче, то возникают определенные вопросы. Совершенно очевидно, что всех ИТ-поставщиков на рынке опросить невозможно, поэтому в круг исследования попадают наиболее крупные и заметные игроки. В этой ситуации резонно поинтересоваться — как же тогда IDC определяет объем рынка в целом с учетом “хвоста” (размеры которого неизвестны)? Внятного ответа на сей счет IDC никогда не давала.

Нужно, однако, признать, что и без учета “хвоста” методика IDC вполне отражает ситуацию на рынке. Показывая не очень точные абсолютные данные, такая модель достаточно четко фиксирует относительные характеристики рынка (темпы роста, доли поставщиков и сегментов заказчиков и т. д.), которые с точки зрения управления бизнесом гораздо важнее абсолютных отметок. Так что единый подход, применяемый IDC во всем мире, действительно позволяет анализировать развитие ИТ-рынка в разных регионах и экстраполировать ряд процессов, происходящих в странах со сходной экономикой, на рынок России. Тем не менее проблема достоверности исходных данных остается, а в нашей стране она особенно остра.

Новизна в том, что для анализа данных IDC решила в дополнение к своей модели анализа использовать методику расчетного уточнения объёмов выручки, разработанную экспертами ЛИНЭКС на основании статистических данных исследования “Цены на российском рынке ИТ-услуг — 2006”, проведенного аналитическим центром REAL-IT, входящим в ЛИНЭКС.

Основной вывод, к которому приводит новый способ учета параметров российского рынка, таков: данные, поступающие от ИТ-провайдеров, сильно завышены. Сами авторы исследования этот факт официально прокомментировали очень деликатно: “IDC и ЛИНЕКС ни в коей мере не утверждают, что данные, представленные какими-либо компаниями, являлись заведомо ложными или были продиктованы желанием занять лучшее место в имиджевых рейтингах. Данное расхождение может быть продиктовано неадекватным определением ИТ-услуг в контрактах; включением в ИТ-услуги стоимости запчастей в сервисных контрактах; некорректным учетом ИТ-услуг, переданных субконтракторам; ошибочным толкованием определений отдельных сегментов рынка ИТ-услуг, которые сформулированы в анкетах IDC, и другими причинами”. Но даже в публичных устных заявлениях, прозвучавших на брифинге, было сказано совсем другое: главная причина завышения данных — именно стремление к повышению рейтинговых позиций.

В своем выступлении председатель совета ЛИНЭКС привел на этот счет очень любопытные сведения. В среднем завышение данных составило 51%, при этом самое интересное заключается в том, что с увеличением размера ИТ-компаний растет и величина завышения представляемых ею данных. Так, для первой десятки поставщиков эта цифра оказалась на уровне 80%, а для пятой десятки — 10%.

По критерию “завышения данных” все участники исследования* были разделены на шесть категорий:

***** декларированная выручка превышает расчетную оценку менее чем на 25%;

**** декларированная выручка превышает расчетную оценку на 25--49%;

*** декларированная выручка превышает расчетную оценку на 50--74%;

** декларированная выручка превышает расчетную оценку на 75--99%;

* декларированная выручка превышает расчетную оценку на 100--125%;

!!!!! декларированная выручка превышает расчетную оценку более чем на 125%.

Что же показало исследование по новой, уточненной методике (см. таблицу)?

Анализируя состояние рынка ИТ-услуг в 2005 г. (по старой методике), IDC представила данные об объеме рынка в размере 2,4 млрд. долл. при темпах роста 30% (по сравнению с 2004 г.). При использовании той же методики (базируясь только на данных, полученных от компаний за 2006 год) можно было бы предположить, что в 2006-м рынок ИТ-услуг в России вырос более чем на 40% (т. е. превысил 3,4 млрд. долл.). Но с учетом сделанных поправок исследование показало, что объем ИТ-услуг в 2006 г. составил 3,0 млрд. долл.

Таким образом, новый метод учета дал снижение общего объема всего на 12%. Как же это согласуется с утверждением о завышении исходных данных в среднем на 51%?

На самом деле это, конечно, не единственный вопрос, причем не только по одному конкретному отчету, но и по проблеме маркетинговых исследований ИТ-рынка в целом. Мы их еще обязательно обсудим, но сначала в следующем номере PC Week/RE подробнее расскажем о данных по российскому рынку ИТ-услуг за 2006 год.

*Всего в исследовании анализировались данные 69 компаний, по 53 фирмам были произведены перерасчеты по методике ЛИНЭКС.

Выручка ведущих провайдеров ИТ-услуг за 2006 год, скорректированная по расчетной методике ЛИНЭКС, и степень расхождения расчетных данных и данных, декларируемых провайдерами
Компания (провайдер ИТ-услуг)Выручка, скоординированная по расчетной методике ЛИНЭКС, млн. долл.Степень расхождения расчетной выручки и выручки, указанной компаниями
IBS158,94*****
ЛАНИТ131,74*
КРОК125,00***
“Техносерв А/С”110,09*
R-Style89,61**
“Ай-Теко”80,57**
EPAM Systems77,24*****
“Борлас”50,93*****
“Компьюлинк”48,53**
“Квазар-Микро”44,87*****
“Открытые Технологии”41,26***
“АйТи”41,23*****
Verysell27,75**
“Инфосистемы Джет”36,99***
INLINE Technologies34,11**
“Сибинтек”31,74*****
TopS Business Integrator28,90****
Siemens Business Services21,73*****
“Ниеншанц”20,96!!!!!
“Энвижн Групп”20,09!!!!!
ФОРС17,16****
ИКТ-КОНСАЛТ14,61****
НЕТА13,63!!!!!
“Галактика”13,07*****
“ГВЦ Энергетики”12,40*****

Источник: IDC и ЛИНЭКС.

 

← август 2007 3  4  5  6  7  10  11  12  13 октябрь 2007 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!