На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2006-5-25 на главную / новости от 2006-5-25
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 25 мая 2006 г.

Мининформсвязи и операторы «большой тройки» так и не решили вопрос о CPP

В среду, 24 мая, в Москве прошел круглый стол, посвященный вопросам введения в России с 1 июля текущего года режима оплаты телефонного разговора вызывающим абонентом (CPP — Calling Party Pays). В этом мероприятии приняли участие представители Мининформсвязи, сотовых операторов «большой тройки», «Связьинвеста», Ассоциации региональных операторов и Федеральной службы по тарифам.

В ходе дискуссии планировалось найти компромисс между: с одной стороны — сотовыми операторами, которые считают введение CPP в варианте Мининформсвязи пагубным для телекоммуникационной отрасли, а с другой — министерством и «Связьинвестом». Две эти «стороны» не сошлись в мнениях относительно определения цены за завершение вызова на сетях сотовых операторов и по поводу способов сокращения их финансовых потерь при введении CPP. В итоге, договориться о компромиссе или о путях его достижения стороны так и не смогли, зато обменялись завуалированными угрозами и упреками в «некорректном поведении».

Так, компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) представила свое видение проблемы. Вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС Михаил Шамолин:

— Мы видим здесь три темы: цели и вероятные последствия внедрения CPP в России, механизмы влияния CPP на отрасль и параметры успешной реализации этого механизма.

Есть ряд факторов, которые как мы знаем из мирового опыта, могут оказывать благотворное влияние на экономику отрасли при введении CPP. Это повышение доступности мобильной связи для самых широких слоев населения, гармонизация регуляторного режима с ведущей мировой практикой и большая прозрачность расчетов — абоненты смогут увидеть реальную стоимость звонков. В тоже время есть ряд факторов, которые работают в других странах, но не будут работать в России. Это рост трафика в результате введения CPP. Во многих странах этот режим вводился при низком уровне проникновения, что приводило к значительному увеличению и уровня проникновения, и объема трафика. Однако в России сейчас очень высокий уровень проникновения сотовой связи, поэтому ожидать какого-либо значительно увеличении объема трафика не приходится. Поэтому, по нашему мнению, некорректная схема реализации CPP негативно скажется на отрасли связи.

Если говорить об эффектах, которые может оказать на телекоммуникационную отрасль введение CPP, то они следующие: сотовые операторы теряют доходы от входящих вызовов, абоненты фиксированных сетей начинают платить за звонки на мобильные телефоны, а проводным операторам придется выставлять специальные счета, изменится структура и объем трафика, мобильные операторы получат доходы в виде оплаты фиксированными операторами услуги завершения вызова на мобильных сетях. Есть и некоторые цифры. Так выручка отрасли сотовой связи может сократиться на 1 млрд 100 млн $, а ее капитализация уменьшится на 6 млрд $. При этом сократится объем налоговых поступлений — на 240 млн $ по налогу на прибыль и на 180 млн $ по НДС. Кроме того, по оценке МТС, операторы фиксированной связи понесут затраты в размере 50-60 млн $ при выставлении счетов за звонки фиксированный – мобильный. А сотовые операторы при некорректном введении CPP могут потерять до 10 млн $ в год. Соответственно они должны будут поднять цены на исходящие звонки для компенсации затрат на 3-4%. Это в свою очередь может привести к значительным негативным последствиям. Ведь сотовых абонентов в три раза больше фиксированных, которых сегодня насчитывается около 30 млн человек.

В своем выступлении г-н Шамолин привел три варианта реализации CPP: чрезвычайно низкий (тариф — 0,84 руб. за минуту — распределяется поровну между фиксированными и сотовыми операторами), умеренный (2,3 руб. за минуту, сотовым операторам отходит 1,4 руб., а фиксированным — 0,8) и экономически обоснованный (3,2 руб. за минуту, распределение по 2,2 руб. и 1 руб. соответственно). При этом вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС отметил, что в первом случае потери сотовых операторов составят 1 млрд 140 млн $, во втором — 750 млн $ и в третьем — 500 млн $. Тем не менее, такие операторы, по утверждению Михаила Шамолина, готовы работать по умеренному варианту, при котором на два рубля затрат им компенсируется только один рубль сорок копеек.

«Ответчиком» на выступление представителя МТС стал руководитель департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень.

— На наш взгляд, все, что было сказано, в лучшем случае полуправда. Сегодня оператор сотовой связи получает с абонента за услугу связи 0,062 $. Эта услуга включает в себя два «хвоста» — от абонента до коммутатора и от коммутатора до другого абонента. В целом можно сделать вывод, что адекватная часть (оправданная плата) составляет от 0,02 $ до 0,03 $ за соединение.

Кроме того, сегодня цена входящего вызова с мобильного на мобильный составляет от 0 до 0,07-0,08 $. Плата за входящий звонок с «городского» номера стоит около 0,2 $. Хотя услуга та же самая. Таким образом получается, что сотовые операторы последние несколько лет дестимулировали использование фиксированной связи и стимулировали использование сотовой. При этом операторы фиксированной связи никоим образом не могли повлиять на такое положение дел.

Позиция Мининформсвязи следующая — цель введения CPP — развитие конкуренции. Мы даем возможность биться за свою доходность не одной стороне, а обеим. То есть и сотовым и фиксированным операторам.

Мне понравилось одно из предложений МТС. Насчет того, что конечный тариф для пользователя должен составлять 0,05 $ (около 1,3 руб.)*. Это можно взять за основу. В то же время меня поразило, что МТС считает, будто фиксированные операторы, и в первую очередь межрегиональные компании связи (МРК) «Связьинвеста», должны будут ежегодно тратить 50-60 $ на выставление новых счетов. МРК всю жизнь тарифицировали подобные звонки — через 8+код. Они проходили и проходят у них как внутризоновые или междугородние**.

В целом выступление МТС я оцениваю как половинчатое и однобокое. Министерство борется за развитие конкуренции и мы будем рады, если у граждан появятся дополнительные денежные средства, сэкономленные на бесплатных входящих звонках. И если вы, операторы, не сможете предложить им новые привлекательные услуги и тарифы, то пусть люди используют эти деньги на других рынках.

В ходе дискуссии в исполнительный вице-президент, генеральный директор по региональному развитию «ВымпелКома» Николай Прянишников высказался по поводу одного из положений выступления г-на Слизеня.

— У регулятора, когда он говорит о «половинке», есть заблуждения. Сегодня, действительно, себестоимость входящей или исходящей минуты трафика составляет 0,05 $. То есть если, для примера, позвонить в сети «ВымпелКома» с мобильного телефона на мобильный, то по нашему балансу это будет две минуты. Поэтому никакой «половинки» от 0,05 $ здесь нет.

В дальнейшем ходе дискуссии представители МТС упомянули о подписании нового соглашения по интерконнекту между сетями «Мобильных ТелеСистем» и «ВымпелКома», по которому за «приземление» в своих сетях трафика других операторов, в первую очередь друг друга, решили брать по 0,05 $. Здесь слово вновь пришлось взять представителю Мининформсвязи.

— Относительно того, что «ВымпелКом» и МТС накануне круглого стола договорились о взаиморасчетах и определили тариф в размере 0,05 $, я не буду употреблять слово шантаж, но это называется прямой попыткой давления на остальных участников рынка и на регулятора.

В минувшую пятницу министерство в седьмой раз собрало по поводу введения CPP тех, кто «дошел» до Мининформсвязи, и предложило сделать конкретные расчеты по тарифам, а не презентацию, которой два месяца отроду и в которой только предполагаемые цифры. Мы просили сделать расчеты с двумя конкретными значениями цены за завершение вызова — 0,03 $ и 0,04 $. Мы надеялись, что сегодня нам скажут, например, что в первом случае будет такой-то результат, а во втором — такой-то. Также министерство не прочь рассмотреть выкладки операторов по предлагаемым ими расценкам.

Если реальные расчеты покажут, что в результате введения CPP у сотовых операторов упадет рентабельность на 2%, но связь станет более доступной, то Мининформсвязи абсолютно сознательно пойдет на это. В тоже время мы готовы аргументировано доказать, что при цене в 0,03-0,04 $ за завершение вызова будет хорошо и отрасли, и абонентам, и операторам.

Здесь вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию МТС Михаил Шамолин решил напомнить о еще одном аспекте проблемы.

— Важно понимать, что операторы сотовой связи инвестируют огромные средства в строительство и развитие своих сетей. Речь идет о 9 млрд $ на сегодняшний день. То есть все время работы компаний свободный денежный поток, то, что должно было доставаться акционерам, то ради чего работает бизнес, был негативным. И остается таким, поскольку операторы продолжают активно улучшать свои сети. Поэтому потеря доходов от бесплатных звонков негативно скажется и на строительстве сетей, и на их доступности для абонентов.

Фактически в завершение работы круглого стола высказал свое мнение по поводу введения CPP и «МегаФон». Первый заместитель генерального директора этого оператора Алексей Ничипоренко.

— С вступлением в силу нового закона «О связи» были закрыты «черные дыры» в телекоммуникационном законодательстве. В частности, наряду с операторами фиксированной связи было признано существование и операторов сотовой связи. Более того, все операторы стали одинаковыми. То есть сотовые компании получили право предъявлять фиксированным операторам те же требования, которые последние в свое время предъявляли к мобильным операторам (речь идет об особых, достаточно жестких условиях присоединения и пропуска или приземления трафика). Таким образом, с 1 января 2006 года фиксированные операторы должны были нам платить за те же услуги по нашим расценкам. Поскольку переговоры текли вяло, а начало действия некоторых положений закона было сдвинуто на 6 месяцев, этого собственно и не произошло. Затем были приняты изменения в закон «О связи», предусматривающие введение CPP. Тем самым поставлена временная точка, к которой все споры между операторами должны быть завершены. А по CPP у нас опять забирают деньги. И сегодня мы требуем социальной справедливости.

Мы у себя посчитали и определили два варианта. Первый, когда цена завершения вызова составляет до 0,025 $. В таком случае изменится профиль трафика и резко увеличится нагрузка на сети со стороны фиксированных абонентов. И тогда сети сотовой связи просто лягут. Здесь мобильным операторам надо бы инвестировать деньги в развитие сетей. Где их взять? Негде — инвесторам в таких условиях будет не интересно работать.

Безусловно, к решению проблемы подключатся и акционеры, не желающие терять деньги. Начнется PR и получится, что в данном случае регулятор выступит в очень неприглядном свете. Будут здесь и суды, и работа согласительной комиссии. Все это затянется надолго и соответствующим образом отразится на абонентах.

Второй вариант, когда названный тариф установлен в диапазоне от 0,025 до 0,035 $. Здесь большого изменения профиля трафика не будет, как и увеличения нагрузки на сети. Тем не менее, этот тариф ниже обоснованной себестоимости, и мы будем вынуждены сесть с регулятором за стол переговоров и искать компромисс, который позволил бы решить проблему в разумные сроки.

В завершение работы круглого стола Виталий Слизень заявил о том, что методика расчета экономически обоснованных затрат операторов сотовой связи за приземление трафика разработана и согласована с другими ведомствами и уже подана на подпись. Окончательные соответствующие тарифы министерство собирается подготовить к 5-6 июня. Самый поздний срок — 10-20 июня.

*В ходе дискуссии представители МТС попытались уточнить, что показатель 0,05 $ в их презентации не тариф для конечного пользователя, а ставка взаиморасчетов между операторами. То есть речь идет об умеренном варианте введения CPP, по которому тариф предлагается установить в размере 2,3 руб. за минуту. В дальнейшем сотрудники сотовой компании согласились, что да, это тариф для абонента, но эта цифра не является их предложением.

**Данное утверждение г-на Слизеня подтвердил другой участник круглого стола — директор департамента экономической и тарифной политики «Связьинвеста» Станислав Авдиянц.

 В продолжение темы:
2006-07-04   Главный «госполитик» Мининформсвязи уволился
2006-08-17   ФАС заинтересовалась деятельностью «большой тройки»

 

← апрель 2006 21  22  23  24  25  26  28  29  30 июнь 2006 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!