На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-6-4 на главную / новости от 2001-6-4
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 4 июня 2001 г.

Корпоративный портал – это вовсе не сайт

Мало кто заметил, что, в то время как шустрый Запад утирал слезы по поводу крушения надежд, связанных с Интернет-перспективами, в неспешной России корпоративные порталы превратились из сказки в реальность.

Александр Блох

Александр Блох

Причем не просто в реальность, а в серьезное стратегическое “оружие”, обеспечивающее конкурентоспособность, — так, по крайней мере, считает директор по ИТ Тюменской нефтяной компании (ТНК) Александр Блох.

Не секрет, что нынешние ИТ-менеджеры испытывают явную любовь к подсчету сроков окупаемости и общей стоимости владения разного рода информационных систем.

Тем более неожиданно прозвучало заявление г-на Блоха, что вопрос о том, во что обойдется ТНК проект создания корпоративного информационного портала, охватывающего основной офис и его 15 территориально разбросанных подразделений, не являлся для компании приоритетным.

“Мы не особенно задумывались об окупаемости этого проекта, — пояснил он, — потому что внутренние выгоды (в том числе и нефинансовые) очевидны. Так что портал — это просто цена “билета” для тех, кто собирается заниматься современным бизнесом.”

Портал, как рассказали сотрудники ТНК, явился очередным звеном в общей стратегии организационного развития компании и ее политики информатизации, решающим, в частности, такую важную задачу, как поддержка единого корпоративного духа в распределенной структуре.

За последние несколько лет численность работников фирмы выросла в два раза, и теперь даже своевременное доведение новых нормативных документов до всех сотрудников превратилось в серьезную проблему.

Информационный портал ТНК создавался двумя компаниями — PricewaterhouseCoopers, выступившей в роли консультанта-идеолога и дизайнера, и Web-интегратором “Город-инфо”, отвечавшим за технологическую сторону проекта.

Кирилл Вавилов

Кирилл Вавилов

”Портал очень похож на сайт, но однако таковым не является, — отметил технический директор “Города-инфо” Кирилл Вавилов. — Портал — это совокупность связанных приложений”.

В основе созданного портала лежит ядро, обеспечивающее корректную работу всех сервисов. Логика функционирования каждого из них реализована с помощью разработанной специалистами “Города-инфо” технологии портлетов — специальных программных модулей, написанных на кросс-платформном языке Java.

Портлет интерпретирует запросы пользователя, обращается к внешним источникам и подготавливает информацию для визуализации в портале. Результаты работы портлетов представляют собой описания данных на языке XML.

Они форматируются с учетом персональных предпочтений пользователя и передаются Web-браузеру для отображения (получается персонализированное рабочее место для каждого сотрудника). Возможна также трансформация этих данных в соответствии с типом используемого клиента (мобильные устройства, PDA и пр.). Доступ к интранет-порталу осуществляется с помощью стандартного Web-браузера.

Структура сервисов портала выглядит следующим образом:

  • пользовательские сервисы (авторизация и определение прав доступа пользователей, интеграция с корпоративной системой авторизации — NT, LDAP, персонализация — настройка на пользователей, настройка на подразделения и дочерние предприятия);

  • хранилище документов (классификатор документов, публикация по регламенту, контроль версий, групповая работа, телефонный справочник);

  • информационные сервисы (новости компании, новостные ленты СМИ, мониторинг СМИ и Интернета, курс доллара, погода);

  • сервисы доступа через Web (локальная сеть через Web, доступ к БД и приложениям, почтовый сервис через Web, отправка SMS);

  • интерактивные сервисы (форумы, доска объявлений);

  • корпоративные сервисы (мониторинг проектов, календарь событий).

Хранилище документов с полнотекстовым поиском реализовано в виде набора сегментированных по типам информации репозиториев, базирующихся на СУБД Oracle. В качестве операционной системы используется HP Unix, установленная на RISC-серверах. Разработки велись на Linux (поскольку это было дешевле).

“В большой организации в полной мере проявляются законы больших чисел, что, в частности, должно учитываться при создании системы информационной безопасности”, — подчеркнул Кирилл Вавилов. Вход в портал с удаленных клиентских мест осуществляется через единую точку входа? в системе используется протокол Secure ID.

Со стороны ТНК проектом руководил начальник отдела организационного развития Марат Атнашев. “У нас в компании вообще нет чисто ИТ-проектов. Все проекты ориентированы на бизнес-цели, — объяснил г-н Атнашев. — Портал прежде всего рассматривается руководством ТНК как эффективный инструмент корпоративного управления, помогающий обеспечивать интеграцию сотрудников, координацию действий подразделений, групповую работу над документами, накопление и разделение корпоративных знаний (в том числе неформализованных), а также снижать затраты на обучение новичков”.

Сегодня портал введен в эксплуатацию в московском офисе, и ежедневно им пользуется более 250 человек. В дальнейшем с ним должны работать около 7 тыс. пользователей ТНК. Презентация портала шла одновременно в Москве и в нижневартовском подразделении нефтяной компании в рамках программы тиражирования Web-технологий на регионы.

Ожидается, что процесс развертывания пойдет быстро и без особых затрат (львиная доля затрат в подобных проектах приходится на разработку ядра).

В какие все же суммы выливается заказчику создание таких жизненно важных корпоративных продуктов? Полагаю, стоимость уже проведенных в ТНК работ соизмерима со стоимостью среднего проекта внедрения ERP-системы на 30—40 рабочих мест, т. е. составляет несколько сотен тысяч долларов. (При наращивании функциональности портала — что запланировано на ближайшее время — эта величина вырастет, вероятно, раза в два — два с половиной.) Однако период от постановки задачи до ввода портала в эксплуатацию значительно короче — 4,5—5 месяцев вместе с тестированием.

Помимо решения так называемых фронт-офисных задач, обеспечивающих взаимодействие сотрудников друг с другом и с клиентами, ТНК ведет проекты и по бэк-офисной части, внедряя интегрированную систему управления предприятием SAP R/3 (модули “Казначейство”, “Финансы”, “Контроллинг”, “Материально-техническое снабжение”, а в перспективе — “Управление цепочкой поставок”). Одновременно реализуются проекты по автоматизации геологических работ, связанных непосредственно с добычей нефти. В целом ТНК в плановом порядке ежегодно тратит на проекты, связанные с ИТ, примерно 0,3% от своего оборота.

Обсуждение и комментарии

hk
22 Jan 2004 12:29 PM
.m,.,
 

hk
22 Jan 2004 12:29 PM
.m,.,
 

 

← май 2001 1  4  5  6  7  8  9  13  14 июль 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!