Все новости от 10 ноября 2003 г. B2B-energo создаёт конкурентную среду в естественной монополии
Обсуждение популярной в последнее время темы организации электронных госзакупок отодвинуло на второй план не менее острую проблему оптимизации закупок продуктов и услуг компаниями, в чем-то похожими на государственные учреждения, а именно -- естественными монополиями.
Один из крупнейших таких монополистов в нашей стране -- РАО "ЕЭС России", -- как оказалось, продвинулся в ее решении существенно дальше других.
Об этом узнали участники семинара, прошедшего в ведомстве Анатолия Чубайса в середине октября, где была представлена информационно-аналитическая и торговая система B2B-energo.
Если для предприятия, работающего в нормальной конкурентной среде, преимущества выхода на электронную площадку очевидны (закупки через нее приносят в среднем 20%-ную экономию), то у монополиста всегда есть соблазн не утруждать себя снижением издержек, а постараться включить их в тарифы на свои услуги.
С подобной практикой пытаются бороться "сверху": к примеру, Минэкономразвития намерено давать добро на повышение тарифов лишь при условии, что монополист переведет максимально возможное число своих закупок на конкурсную основу.
У РАО ЕЭС есть и внутренние побудительные мотивы: отрасль рано или поздно будет реформирована и тогда от эффективности образующихся на ее основе самостоятельных предприятий будет зависеть их дальнейшая судьба.
Работу по организации конкурентного рынка продуктов и услуг для своей отрасли в энергохолдинге начали в 2001 г.
Тогда же стартовал проект по созданию отраслевой площадки B2B в компании "Центр реновации энергетики", которая является и разработчиком, и оператором системы B2B-energo.
Хотя построение этой площадки -- достаточно сложная техническая задача, основные проблемы онлайновой B2B-торговли в энергетической отрасли лежат не в технологической, а в нормативно-правовой и организационной сферах.
Как пояснил член правления РАО ЕЭС Василий Зубакин, до 40% ремонтных работ сегодня осуществляется хозяйственным способом (читай -- собственными силами), а следовательно, выбирать подрядчика на конкурсной основе в таких случаях просто невозможно.
В последнее время руководство РАО начало вывод ремонтных подразделений из состава энергокомпаний. Будучи 100%-ными дочками РАО, они теперь все-таки могут предлагать свои услуги разным заказчикам на конкурентной основе.
В ходе реформ предполагается постепенно снижать степень аффилированности подобных структур с головной компанией. Пересмотрены также принципы оплаты труда руководителей энергокомпаний, с тем чтобы им лично было выгоднее снижать издержки, а не участвовать в сомнительных "откатных" схемах.
Сергей Дашков: "Не все закупки могут быть конкурсными, но все должны быть регламентированными"
|
По словам генерального директора фирмы "Энергосервис" Сергея Дашкова, у систем электронных закупок для государственных нужд и для предприятий энергетики немало общего, но есть и множество специфических отличий.
Далеко не все продукты и услуги целесообразно приобретать на конкурсной основе, но все такие процедуры необходимо жестко регламентировать.
Для РАО ЕЭС подобные регламенты разрабатывались "Энергосервисом", и сегодня они утверждены руководством холдинга. Закупки могут осуществляться у единственного поставщика или на конкурентной основе (последние делятся на конкурсные и внеконкурсные), но все они должны удовлетворять принятым регламентам.
Для проведения соответствующих процедур в РАО созданы центральная конкурсная комиссия и семь аналогичных комиссий по направлениям деятельности. Кроме того, для проведения каждого конкурса временно организуется своя комиссия.
Площадка B2B-energo выполняет четыре основные функции: информационную, аналитическую, маркетинговую и торговую.
Ее участники всегда будут в курсе новых разработок в области обновления и восстановления основных фондов электроэнергетики, утвержденных программ ремонта и технического перевооружения предприятий РАО ЕЭС и изменений в нормативно-технических документах.
Клиенты B2B-energo получают всю статистическую информацию о проведенных на площадке сделках, накопленную в ее архиве. Благодаря этому они могут составить представление о сложившихся ценах и тенденциях их изменения.
Электронная площадка -- удобное место для объявления о своих потребностях или предлагаемых изделиях и услугах. И, наконец, здесь поддерживаются самые разные виды торговых операций -- от простой продажи по фиксированной цене до аукционов и конкурсов.
Ценовая политика B2B-energo направлена на привлечение самого широкого круга участников: годовая абонентская плата составляет 5 тыс. руб. и не зависит от объема заключенных сделок (есть еще единовременный взнос 42 тыс. руб. за подключение к сайту).
Сегодня на торговой площадке уже работает более 700 компаний, из них 70 -- это энергокомпании-заказчики, суммарный годовой бюджет которых, направляемый на поддержание, обновление и эксплуатацию основных средств, достигает 100 млрд. руб.
Свои услуги здесь предлагают заводы-изготовители энергетического оборудования, запасных частей и иных материально-технических ресурсов, организации, занимающиеся монтажом и ремонтом оборудования, зданий и сооружений, строительством и научно-проектными разработками.
Для новичков проводятся семинары-практикумы, на которых уже подготовлено 173 специалиста из 148 организаций. Есть и постоянно действующая бесплатная полнофункциональная тестовая версия торговой площадки (test.b2b-energo.ru).
Результаты не заставили себя долго ждать: если в 2001 г. на конкурсных началах в РАО ЕЭС было проведено около 500 торгов на сумму 1,8 млрд. руб., то в 2003 г. их число, как ожидают, увеличится почти в 20 раз, а объем достигнет 20 млрд. руб.
Снижение затрат на саму процедуру проведения торгов способствует существенному росту числа участников и позволяет перевести на конкурсную основу даже незначительные по объему сделки.
Во II квартале этого года число конкурсов в РАО ЕЭС превысило отметку 1300, что вшестеро больше, чем у всех остальных естественных монополий России вместе взятых, да и по объему конкурсных торгов энергохолдинг превосходит таких крупных естественных монополистов, как МПС или Газпром, почти в 4 раза.
Монополисты, склонные диктовать условия и цены, встречаются и среди поставщиков изделий и услуг. Ими могут быть предприятия, обладающие уникальными станками и оборудованием для выпуска, к примеру, крупногабаритных деталей.
Как рассказал заместитель генерального директора Зейской ГЭС Сергей Подольский, его ремонтной службе, после того как она стала участником B2B-energo, неожиданно удалось найти замену подобному монополисту в лице предприятия бывшего Министерства среднего машиностроения.
К настоящему времени объем закупок на B2B-energo для Зейской ГЭС составил 56 млн. руб. В результате, по оценкам ее руководства, удалось сэкономить 15 млн. руб.
Алексей Романов возлагает большие надежды на страхование рисков
|
По мнению начальника департамента техперевооружения и энергоремонта РАО ЕЭС Алексея Романова, дальнейшему снижению допустимого нижнего порога объема конкурсной закупки во многом способствует невысокая стоимость самой процедуры организации конкурса в онлайновой среде.
Именно этим объясняется огромное число сделок, заключенных на B2B-energo.
Данная электронная торговая площадка получила высокую оценку РАО "ЕЭС России", Минэкономразвития и Минпромнауки, которые рекомендуют использовать ее опыт и в других отраслях. Ведутся переговоры о присоединении к B2B-energo ряда предприятий Росэнергоатома, Газпрома и Минпромнауки.
Все это, впрочем, не означает, что B2B-energo может почивать на лаврах: думается, основные проблемы еще только ждут своего решения. Ведь несмотря на то что технологически площадка поддерживает торговые процедуры и механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП), реально довести сделку до конца в онлайновом режиме пока невозможно.
Из-за того что не всем удостоверяющим центрам ЭЦП участники B2B-energo доверяют в равной степени, подписанные электронные документы не имеют для них юридической силы и нуждаются в "бумажной поддержке".
Не действует сегодня и расчетная система, способная обеспечивать надежное функционирование схемы "поставка против платежа".
В настоящее время ведутся работы по подключению к B2B-energo платежной системы финансовой группы "НИКойл", и, по мнению руководителя проекта B2B-energo Вадима Потрашкова ("Центр реновации энергетики"), уже в этом году расчеты между участниками можно будет проводить в онлайновом режиме.
Главной же трудностью, которую будет не так просто преодолеть, следует считать недостаточное доверие участников друг к другу и к качеству предлагаемых товаров и услуг.
Одним из шагов к его преодолению могла бы стать обязательная сертификация не только продуктов и услуг, но и их поставщиков независимым центром "Энсертико". Переговоры с ним уже ведутся.
Если посмотреть на проблему доверия с более общих позиций, то речь здесь нужно вести о рисках и способах управления ими. Как пояснил г-н Романов, директор электростанции зачастую склонен выбирать определенного поставщика, опираясь не на то, что тот предлагает более выгодные цены, а руководствуясь опытом прежней работы с ним: пусть это будет дороже, но надежнее.
Стоимость основных фондов ремонтных предприятий очень невелика, а это значит, что в случае срыва важного заказа, даже забрав все имущество нерадивого исполнителя, энергопредприятие не покроет своих потерь.
Такая практика способна в корне подорвать саму идею электронной торговой площадки. По-видимому, самым рациональным выходом из положения могло бы стать страхование подобных рисков.
B2B-energo пытается привлечь к участию в своей деятельности страховые компании: переговоры ведутся с "Прогресс-Гарантом", "Альфа-Страхованием", РОСНО и рядом других компаний.
Камень преткновения здесь -- условия, предлагаемые страховщиками. Пока что их ставки сопоставимы со стоимостью страхуемого контракта. Возможно, это объясняется высоким риском неисполнения обязательств множеством малоизвестных предприятий, но если не будет найден способ снижения расценок, страховая схема обречена на неудачу.
|