На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2002-7-18 на главную / новости от 2002-7-18
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 18 июля 2002 г.

В чужой монастырь со своим уставом, или Как американизировать свой диплом

Когда я учился, мне пришлось выполнить ряд бестолковых курсовых и контрольных работ, единственный смысл которых был продемонстрировать и закрепить на практике некую методику расчетов чего-то там оч-ч-чень важного.

Поскольку методички неплохо оплачивались и, кроме того, пополняли собой список опубликованных “научных” трудов (что помогало остепеняться), преподователи сочиняли их с удовольствием.

Однажды мне выпало рассчитать диаметр временного кольцевого водовода вокруг городка строителей. Я, наивный, взял подходящие методические указания и, начиная прямо с первой страницы, стал проделывать расчеты.

Сперва пришлось рассчитать и построить график движения рабочей силы, с тем чтобы определить максимальное число рабочих в пиковый период строительства. Исходя из этого рассчитывалось количество умывальников, туалетов, душевых кабин, посадочных мест в столовой и т. д.

Далее определялось водопотребление, сначала по каждому потребителю в отдельности, а потом и в целом. Затем с применением всяких заумных формул вычислялся диаметр трубы. В моем случае он получился около дюйма, или 25 мм.

Самое веселое меня поджидало в конце методички, где буквально над последним словом стояла звездочка, указывающая на сноску. А там было написано, что в любом случае исходя из норм противопожарной безопасности диаметр водовода должен быть не меньше четырех дюймов, или 100 мм. Почему? По кочану! Не положено, и всё тут.

Этот эпизод моей студенческой жизни почему-то ярко всплыл в моей памяти, когда я живя в Калифорнии стал заниматься оценкой своего образования и приравниванием его к чему-нибудь американскому.

Для чего мне все это понадобилось? Просто характер у меня такой — люблю во всем порядок. Потом посетила мысль, а почему бы на основании своего образования не получить строительную лицензию или же на досуге не заняться преподавательской деятельностью. Короче говоря — ничего определенного, но решил, значит решил. И началось.

Если я занялся оценкой своего образования, прямо скажем, от избытка времени, то у других — а их великое множество — причины для этого имеются более серьезные.

Иностранным школьникам и студентам необходимо определить перечень предметов, которые нужно доизучить и досдать с тем, чтобы американское учебное заведение согласилось выдать им свой аттестат или диплом.

Иностранный студент в этой стране, как правило, имеет две вожделенные мечты. Первая — любым способом зацепиться и остаться в Америке. Вторая мечта (про запас) — вернуться домой с американским дипломом. Поначалу ему кажется, что для достижения любой из них нужно быстро и легко приобрести дипломчик.

Однако насчет “быстро и легко” они заблуждаются: в штате Калифорния, например, надзор и контроль за учебными заведениями не хуже сталинского будет. Тут есть все! И лицензирование, и внезапные проверки наряду с плановыми, и контроль за выполнением учебных планов. Существуют тут горОНО, райОНО и прочие ОНО (отделы народного образования). В других штатах — своя собственная самостийная “кухня”.

Конечно же образование в Америке в основном платное, и нехитрый лозунг любого учебного заведения гласит: “Мы не можем добавить студенту ума, но зато мы можем выдать ему диплом любой полиграфической красоты”. Но стороны сделки изо всех сил соблюдают правила хорошего тона.

Вторая группа самообреченных на эту процедуру — соискатели иммиграционных виз. Правила выдачи этих виз устанавливают некий образовательный ценз для кандидатов. Есть отдельная категория виз, так называемые “зеленые карточки” для иммигрантов, добившихся выдающихся успехов в науках, искусствах, ремеслах, спорте...

В свое время через эту лазейку проскочила масса пронырливого народа с “выдающимися успехами”, которых здесь в Америке хватило только на то, чтобы как следует усесться на шею американскому налогоплательщику.

Многие мечтают с ходу обосноваться в качестве преподавателей в тутошних учебных заведениях, другие хотят обязательно быть врачами, юристами и т. п. Но их ждет горькое разочарование. Оказывается, советского диплома здесь совершенно недостаточно. Нужно много еще чего. Но это обстоятельство иммигранты выясняют для себя примерно так же, как я в конце концов выяснил искомый диаметр водовода.

Для всех вновь прибывших, находящихся в плену радужных представлений о своей дальнейшей американской жизни, и развернута целая система услуг по исследованию, оценке и приравниванию полученного образования к американскому.

Сервис этот, как водится, предлагается на любой вкус. Было бы желание и деньги. Можно всего за 70—80 баксов получить так называемую общую консультационную оценку для общих целей. Тебе дадут красиво оформленную бумагу, в которой в совсем общих словах будет высказано мнение о твоем образовании. Более глубокая оценка предполагает сравнение по каждому предмету и учет часов, затраценных на его изучение. В данном случае денег запросят уже побольше.

Так чиновники, сняв с себя весомую часть ответственности, создали некий рынок услуг, где кормятся тучные стада оценщиков, которые подобно курочке клюют по зернышку и наедаются.

Чтобы пройти процедуру приравнивания своего образования к американскому, необходимо указать количество часов (объем программы), затраченных на изучение каждого предмета. Современные учебные заведения России теперь уже выдают вкладыш к диплому с указанием часов. Владельцы старых дипломов вынуждены разыскивать старые учебные планы, чтобы сосчитать часы. И только после этого они получат вкладыш нового образца.

Отдельно надо сказать о названиях предметов. Здесь тоже не все так очевидно, как кажется. В каждой стране есть свое сложившееся понятие о содержании учебного предмета. И это нужно учитывать. Минобразованию давно пора подумать над созданием международной гармонизированной системы, которая стандартизировала бы все эти и другие подобные тонкости. А у них этого не только в планах, но даже и в концепции развития нет.

На Западе признают диплом только нескольких вузов бывшего СССР. И не в силу их прославленности. А главным образом потому, что образовательные программы этих вузов прошли международную сертификацию качества. Такую сертификацию легко могут сделать институты Госстандарта. Но им эту работу никто не заказывает.

Видимо, ждут, пока студенты станут покидать учебные заведения, дипломы которых на Западе ничего не значат.

Начнем с простенького — со школьника. Какую бы бумагу он ни притащил в новую школу, его местный (английский) язык всегда недостаточно хорош. А потому ему будет рекомендовано проучиться как минимум на один год больше обычного. Та же ситуация обязательно повторится и в учебных заведениях более высокого уровня.

Для ребенка это означает некое продление детства с возможностью сидеть на шее у родителей и подавать надежды. Для учебного заведения (совсем не трудно сообразить) — чистый доход.

С соискателями разнообразных лицензий власти обходятся вообще красиво! Для получения лицензии требуется соответствовать установленному образовательному цензу. Узнав об этом, торопыги-иммигранты спешат оценить свои дипломы. Лишь потом они соображают, что это только начало. Что их всего-навсего допускают до квалификационных экзаменов.

Почему??? Ведь у них же есть диплом? А по кочану. Дипломы в США кто только не выдает. Да и народ из разных стран регулярно прибывает со всякими бумагами. Поди уследи. Чем ты лучше местных соискателей лицензий?

Сами экзамены сдаются чаще всего по системе компьютерных тестов.

Это когда тебе нужно будет ответить на две сотни вопросов, выбирая ответы из предложенных трех, четырёх или пяти. Все бы ничего, и вопросы не очень-то сложные. Но задаются они не на русском языке, и на все про все отводится только два часа.

А это значит, что на прочтение и ответ на один вопрос отводится меньше минуты. Наши люди с плохим английским еле-еле успевают прочитать половину вопроса, не то чтобы ответить на него.

Зачем такие экзамены? Каков их педагогический смысл? Как будто кто-то обещал делать все со смыслом!?

Кроме того, законом запрещено не только показывать соискателям сделанные ошибки, но даже о них рассказывать. Так что, многократно сдавая экзамены, никакой такой ловкости или навыка сдачи приобрести нельзя. Система тестов придумана именно для тестирования, а не для натаскивания соискателя.

Знания здесь принято приобретать во время обучения, а не по ходу выполнения контрольных работ и сдачи экзаменов. Каждый ученик с самого детства знает, что если он будет подсказывать и давать списывать своему соседу, то он подготовит себе недобросовестного конкурента, который незаслуженно займет его место под солнцем. А потому на любого списывальщика и сдиралу смотрят как на вора. Вот и все.

Обсуждение и комментарии

Фатех Вергасов - vergasovpacbell.net
20 Jul 2002 7:32 PM
В статье кроме всего прочего содержится подсказка, как правильно игнорировать дипломы, которые теперь и в России выдаёт кто попало и очень не редко за взятки.

И как выявлять косных держателей званий и дипломов, которые не заботятся о поддержании своих знаний на актуальном уровне.

Выдающие лицензию органы и работодатели заинтересованы в товаре (рабочая сила) высшего качества.

Вернее соответствующего цене покупки.

Поэтому всех без исключения, как в США, претендентов прогонять через экзаменационный фильтр.

Не забывать только, что всякий фильтр забивается разной нечистью (кольматаж), и его нужно переодически чистить.

А лучше просто менять на новый в плановом порядке.

Второе, в США есть чёткое как когда-то в СССР понятие штатная позиция, т.е. описание требований к конкретной должности.

В России это утеряно. Спросите любого ректора, особбенно новоявленных учебных заведений и хваленого Минобраза, кого и на какую позицию они готовят???

Ничего толкового вы не услышите, кроме общих соплежеваний о необходимости широкого мировоззрения, т.е. давать ученикам не то, что требется в бизнесе, а то, что умеют начитывать ловкие преподавалы.

В США на рабочих местах никого не доучивают и не дотягивают.

Это задача других, а не бизнеса. В первую очередь сомого спеца и центров подготовки и переподготовки кадров.

Третье. Понятие должностная позиция очень чтимо здесь. Нет соответствующего образования - просто не допустят к квалификационному экзамену или к замещению должности, если такой лицензионный экзамен по закону не требуется.

Плохо и если у тебя слихком много образования и дипломов, т.е. ты овер-квалифай. К сдаче лицензионных экзаменов тебя допустят, но вот на работу не возьмут. Закон запрещает платить ниже, чем положено людям с твоим образованием. Многим приходится скрывать свои дипломы, чтобы устроится на простве вспомогательные должности.

Здесь давно наловчились писать резюме (типа совкового личного листка по учету кадров), которое наиболее соответствует должностной позиции.

И на последок. Всё это касается только наёмников. Тех, кто ищет занятости по найму. Если ты собираешься сам стать предпринимателем, то всё это просто будет входить в коплекс твоих рисков, т.е будет их снижать или повышать.
 

Фатех Вергасов - vergasovpacbell.net
23 Jul 2002 6:55 AM
Еще несколько замечаний по поводу состояния образования. Расплодившиеся учебные заведения готовят народ не непонятные должностные позиции. Я уже об этом говорил. И здесь есть два момента. Если студент в дальшейшем будет работать в бизнесе, то в конце концов это дело самого бизнеса. кого и как принимать на свои позиции.

А вот мода современных бюрократов учить сынков-дочек непонятно чему и непонятно где, выглядит странно. Понятно, что иностранные языки это дело хорошее. Но вот непонятно, что будет делать отпрыск, когда его родители будут впихивать его на госслужбу.

Представьте себе, например, военнослужащего с дипломом от академии генштаба другого государства!?

То, что государственные служащие носят цивильное платье ничего принципиально в службе не меняет. Службу надо знать, а служить надо уметь.

Возвращаясь к наводнению учебными заведениями новейшего типа, ещё раз скажу: нехай себе процветаю и дипломы пусть дают. А вот когда их обладатели не смогут сдавать квалификационные экзамены, студентики их этих заведений сами поразбегаютси. Дело за становлением экзаменационной квалификационной системы в стране.

Причем раздельной для бизнеса и государственной службы. Там, где бизнес норовит государственную лицензию обрести - нужен государственный квалификационный экзамен. Но это, думаю, и так понятно.
 

Вольцев
24 Jul 2002 5:36 PM
Не могу согласиться с фразой "В США на рабочих местах никого не доучивают и не дотягивают". Варианты бывают разные. Я беседовал с менеджерами различных американских обучающих центров. Возможно сейчас, когда конкурс до тысячи заявлений на рабочее место, и идет экономия денег на обучение, но еще год назад это были плановые расходы.
 

Фатех Вергасов - vergassov1yahoo.com
25 Jul 2002 4:59 PM
Вольцеву. Вы фактически подтверждаете мои слова. Обучающий центр - это не рабочее место. Другое дело, что сам обучающий центр в отдельный случаях может финансироваться по той или иной схеме самой фирмой. Типа советских заводских институтов, техникумов и ПТУ.

Рабочее место (позиция) чётко предназначено ни для чего иного, как для работы.

А учаться и переучиваться это интимное дело и удовольствие каждого, за которое каждый и платит. Образовательная система только предоставляет такую возможность как шанс.
 

Всеволод Байкин - sevabaykin.com
25 Sep 2002 8:17 AM
Г-ну Вольцев, перефразируя известный анекдот, слушал Шаляпина в чьем-то
исполнении. С точки зрения предментости спора, чем говорить с менеджерами
обучающих центров, лучше было бы попросить их каталог с предметами,
временами и расценками. "Образовательные центры" в США, если мы говорим об
одном и том же, не восполняют пробелы в университетском образовании. Их
цель - быстро дать понятие о конкретных, очень нужных и свежих предметах и
технологиях. Отсюда и запланированные компаниями расходы.

И еще одно. Сейчас во все калифорнийские гос университеты включая UC, Cal
Poly и Cal State, народ идет валом, т.к. работ мало, и есть время и
возможность подтянуть то, чего недобрал раньше. Стали бы люди это делать,
если была возможность делать это раньше за счет работодателя?
 

www - nurkhtimail.ru
15 Oct 2002 3:23 PM
Любопытно.
А зачем учиться?:)
http://mp3.com/Vitaly
 

Mike
30 Oct 2002 3:12 PM
Сама статья отличается от тезиса в заголовке. Как американизировать свой диплом - проблема больше бюрократическая. Вопросы взаимодействия степеней и званий действительно очень плохо отработаны на госуровне. Но тут верно и обратная ситуация - на самом деле MBA в России как таковой не имеет законного статуса. Так и висит в воздухе статус бакалавра и магистра. Ведь они очень сильно зависят от уровня заведений, присвоивших эту квалификацию. Следовательно, вопросы аттестации вузов, сертификации преподавателей и др. - это огромный клубок.

Ну и по самой статье. По поводу ненужности глупых методичек и непонятной штатной позиции после окончания вуза.

Ну с методичками - это знаете, если вы сумели по такой методичке расставить людей для копания канавы для водоснабжения поселка, то и программистов теперь знаете как расставить :-)). Нет, серьезно, большая часть знаний у нас, как и в других странах уходит в песок. Только некоторые достаточно талантливые студенты способны понять глупость или наоборот качество учебного пособия в отрыве от решения производственных задач. А наше высшее образование по бльшей части "в отрыве". Методички, как и сами курсовые по большей части учат людей общаться в обстановке "чужих условий", выставляемых преподавателями. И, конечно, как и на западе, у нас "учат те кто не умеет не руководить, ни, тем более, работать".

Рассказы, как хорошо учат на западе по большей части либо преувеличенно хвалят, либо преувеличенно унижают чужую систему образования. Она несколько другая, но это не свидетельствует ни о её большей эффективности, ни о её несостоятельности.

Вопросы принципа расчета оплаты преподавательской деятельности в данном случае играют одну из важнейших ролей. Однако, это отдельная тема, и я в ней достаточно некомпетентен, чтобы наговорить глупостей.

По новооткрываемым специальностям я полностью согласен. Сейчас рынком образования руководит глупость клиентов. Сам вот сейчас сижу и придумываю, какую бы специализацию позвучнее придумать, чтобы абитуриентов побольше поступило. И штатная должность выпускников после окончания меня волнует меньше, чем сумма, которую я смогу запросить на обучение. Согласен, что это неправильно, но ситуация здесь выправится только лет через 5-7. Сейчас люди платят деньги "за бумажку для ребенка".
 

 

← июнь 2002 12  15  16  17  18  19  22  23  24 август 2002 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!