Все новости от 9 июля 2002 г. Проблемы радиовещания: обсуждение в Совете Федерации
В середине июня прошло заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике, на котором обсуждалсь нынешнее состояние радиовещания в стране.
Среди выступавших были заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Андрей Романченко и заместитель министра РФ по связи и информатизации Валерий Тимофеев. Свое видение приоритетных задач в сфере развития радиовещания высказали руководители радиостанций “Русское радио”, “Маяк”, “Радио России”, “Радио Максимум”, “Европа Плюс”.
Историю отечественного радио можно условно разделить на два периода — до и после возникновения коммерческих радиостанций в начале 1990-х. Надо сказать, что открытие коммерческих радиостанций создало немалые проблемы для традиционных государственных: проводное радио сегодня очевидно теряет своего слушателя. Однако если в городах это происходит потому, что часть аудитории уходит к конкурентам, то на селе причиной потери является устаревшее сетевое и передающее оборудование.
Как сообщил Андрей Романченко, в настоящее время в России зарегистрировано 2033 радио программ, из которых 1601 — в частной собственности. Количество таких регистраций ежегодно уменьшается: в прошлом году было зарегистрировано 690 радиопрограммы, за истекший период 2002 года — 147. По состоянию на 1 июня нынешнего года радиовещателям выдано 1203 лицензии, в том числе частным радиостанциям — 908 (т. е. 75% от общего их числа).
Одну из проблем здесь составляет сложность самого процесса оформления документов для выхода в эфир. Он может занимать срок от полугода до двух лет. Претендент проходит согласование с силовыми ведомствами и вместе с НИИ радио готовит техническое заключение, которое затем наряду с вещательной концепцией представляется для оценки в конкурсную комиссию.
Наиболее активно заявки на использование радиочастот подаются в Центральном, Приволжском, Уральском и федеральных округах. Только за последний период проведено 28 конкурсов по распределению радиочастот, разработано 247 радиочастот.
Существование частной радиокомпании напрямую зависит от рекламного рынка. Удельный вес рекламы на радио упал с 5% в 2000 году до 4,3% в 2001-м. Прогноз на 2002 год называет цифру 3,4%.
Радивещателей волнует и еще одна проблема — сохранность или, чаще, восстановление доставшейся в наследство от СССР проводной радиосети.
Вообще вопросов на совещании было поднято немало. Среди них — модернизация существующих радиосетей и ликвидации “белых пятен” на радиочастотной карте России, подготовка законодательной базы для введения цифрового радиовещания, восстановление русскоязычного вещания за рубежом, определение оптимального соотношения участия в радиоэфире традиционных государственных и частных коротковолновых радиостанций.
Столь масштабные задачи радиовещателям решить не удается. Их рассмотрение надо выносить на государственный уровень.
|