На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-8-23 на главную / новости от 2001-8-23
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 23 августа 2001 г.

Ольга Дергунова (часть I)

Практически каждый год глава российского представительства Microsoft Ольга Дергунова получает награды за личный вклад в развитие рынка информационных технологий или занимает ведущие позиции в рейтингах менеджеров как информационной индустрии, так и бизнеса вообще. Однако эта весна стала для нее по-настоящему звездной, подарив сразу три престижные награды.

Сегодня Ольга Дергунова рассказывает о том, в чем секрет ее популярности, почему она не ходит в мини-юбке и не носит декольте…

— Должна сказать, я счастлива тем, как сложилась моя судьба. Если, оглядываясь назад, испытываешь чувство удовлетворения от сделанной карьеры и удавшейся жизни, не хочется даже возвращаться к мечтам, которые, возможно, были прежде. У меня есть замечательная семья, которая очень много для меня значит. Но работа для меня тоже очень важна: сейчас я практически не могу отделить себя от своей карьеры.

Я абсолютно не комплексую по поводу того, что для моей дочери отец — более близкий человек, чем я. Когда ты понимаешь, что занимаешься тем, что нравится, добиваешься успеха, то другой части своей жизни ты отдаешь себя столь же эффективно. И так, безусловно, лучше и для меня, и для моих близких, чем если бы я оставила какие-то свои стремления нереализованными.

Я не накапливаю в памяти неполучившиеся моменты. Не вышло — забыл, идешь дальше. Ошибся — не повторил. По-моему, это всего лишь адекватная реакция на события. Безусловно, ошибки делают все, и я — не исключение. К счастью, серьезных личных просчетов вспомнить я не могу, а ошибки в бизнесе идут только на пользу. Они хороши тем, что дают бесценный опыт. Я бы даже не стала называть их ошибками. Просто иногда отсутствие определенного рода навыков не позволяет сделать то, что спустя какое-то время можно просто вынести из практики.

«Может быть, IT-рынок был бы другим, если бы пятнадцать лет назад у меня был тот опыт, который есть сегодня за плечами», — любит повторять Ольга Дергунова.

— Понятно, что огромная популярность в России ПО от Microsoft — заслуга не моя личная и даже не возглавляемого мною коллектива. Качественный и полезный продукт, безусловно, во многом продает себя сам. Однако результат труда нашей команды имеет вполне реальное воплощение. Хотя бы в структуре российских поставок, которая во многом отличается от принятой в других странах мира.

Возьмем, к примеру, продукты пакета Office. Они установлены сегодня практически на каждом компьютере в России. Очевидно, что их популярность достигается не только (да и не столько) за счет продажи легальных версий ПО, но и путем нелегального приобретения этих продуктов. При этом примечательно, что и легальные и нелегальные пользователи на 90% пользуются русскоязычной версией этого пакета. А ведь в 1991 году, когда на русский язык был переведен первый продукт Microsoft — MS DOS, востребованность локализованного ПО вовсе не была очевидна.

Рынок, а в тот момент погоду здесь делали в основном системные администраторы, сказал: «Зачем нам русская версия? Мы и английский знаем неплохо». Даже позже, когда начались продажи русифицированной версии Windows для рабочих групп, структура продаж была такой: 30% — русскоязычная версия, 70% — английская. Однако именно возможность работы с русской MS Office помогла миллионам людей приобщиться к информационным технологиям.

Решение о локализации того или иного продукта, отстаивание приоритета нашей страны по отношению к другим входит в функции российского офиса, и от того, как правильно мы сумеем объяснить, каков потенциал нашего рынка, насколько целесообразно инвестировать в появление русскоязычных версий, во многом зависит успех российской команды Microsoft. Это наш способ влиять на рынок информационных технологий в целом.

Этой весной The Wall Street Journal Europe назвал Ольгу Дергунову одной из 30-ти наиболее влиятельных женщин европейского бизнеса (The Most Influential Businesswomen In Europe). По итогам рейтинга «Все звезды», инициированного журналами «Карьера» и «Профиль», она была награждена титулом «Лучший топ-менеджер в области высоких технологий», а в рейтинге журнала «Компания» возглавила список 25 ведущих менеджеров IT-отрасли.

— Думаю, моя личная известность и популярность продуктов нашей компании — вещи очень тесно взаимосвязанные. Хотя, конечно, своей карьерой я во многом обязана самой себе.

Большая степень моей популярности обусловлена тем, что я — единственная женщина-руководитель представительства крупнейшей американской компании. Достаточно сказать, что я была первым русским человеком, который занял подобный пост в 1996 году. В те дни мне казалось, что меня показывают как некую зверюшку: «Смотрите, оказывается, эти русские умеют разговаривать по-английски. Да они еще и улыбаться могут, и в бизнесе, как выясняется, понимают». Тогда, понятное дело, «необычность» такого явления привлекала ко мне внимание.

Однако на новизне долго не протянешь: со временем удивление притупляется. Но если при этом у тебя есть желание достигать большего, чем другие, и ты это желание реализуешь, причем успешно, то остаешься в центре внимания независимо от того, как долго занимаешь тот или иной пост.

Что привнесла популярность в мою жизнь? В основном — лишь непрерывные ограничения. Конечно, поначалу, когда твоя жизнь попадает под пристальное внимание прессы, публики, широкого круга знакомых, это очень тяготит, заставляет постоянно следить за тем, как ты себя ведешь, как выглядишь. Если ты на руководящем посту, тем более в такой серьезной мужской индустрии, очень странно приходить на работу в мини-юбке или декольте. Потому что это отвлекает. Если ты работаешь в крупной международной компании, нетактично шутить по поводу расовых отличий и на другие скользкие темы. Когда чувствуешь на себе внимательный взгляд публики, не станешь вычурно и откровенно дорого одеваться даже в праздничные дни, чтобы не обидеть своих коллег с меньшим достатком. И вот так постепенно накладываются определенные ограничения на внешний вид, культуру поведения, образ мыслей.

Однако со временем ты привыкаешь к такому вниманию, а разнообразные «нельзя», «неприлично», «неправильно» становятся неотъемлемой частью тебя самой. И, продолжая идти по дороге, ими ограниченной, ты просто перестаешь их замечать. Меня не обременяет то, что я хожу постоянно в деловом костюме, наоборот, я очень неловко чувствую себя на работе в джинсах. Я привыкла начинать свой рабочий день в 8:30, хотя помню те времена, когда необходимость являться на службу в одно и то же время очень на меня давила. Я иногда посещаю поздние ужины, потому что это часть деловой жизни.

Правда, ужинать я не люблю. Во-первых, потому что это вредно, особенно, когда не удается регулярно заниматься спортом. А во-вторых, потому, что я рано начинаю. Поэтому, если нужно с кем-то поговорить, я предпочитаю делать это за завтраком. Между прочим, отличный способ убедиться в заинтересованности собеседника в предстоящих переговорах. Если ему разговор необходим, он приедет и на завтрак, а если у него другие интересы, и он просто хотел почесать языком, значит — не сложилось. В общем, еще одно следствие популярности — приобретение навыка защищаться от людей или встреч, которые бездумно тратят твое время.

В московском офисе Microsoft, чья структура включает в себя семь отделов, работает около 70 человек. Руководитель каждого из подразделений — представитель сильного пола.

— Я уже много лет работаю в мужском окружении. Не знаю, как относятся сотрудники к тому, что приходится подчиняться женщине. Просто шутят. Конечно, не забывают о галантности, когда нужно подать стул, пропустить в комнату или подать тяжелую папку. Но если речь идет о бизнес-вопросах, то при обсуждении решений, мозговых штурмах щадить меня, понятное дело, никто не собирается. В нашей компании вообще не очень принято оценивать людей с точки зрения их половой принадлежности. К ресурсу своей должности, который, в общем-то, дает мне право единоличного решения, я стараюсь не прибегать. Поэтому в момент дискуссии приходится играть на равных. Единственное, что остается, чтобы не выглядеть эдаким солдатом в юбке, — всегда хорошо выглядеть.

Тем не менее я позиционирую себя в первую очередь именно в качестве профессионала и только потом допускаю любые рассуждения о моей внешности, талии, возрасте. И, честно говоря, любое другое отношение я просто не приемлю.

Черту между деловыми отношениями и личными часто бывает очень трудно провести. Особенно если речь идет о деловой встрече в неформальной обстановке. Поэтому в любой ситуации я чувствую себя как на работе и избегаю любых провоцирующих элементов, которые могли бы подтолкнуть к тому, чтобы меня воспринимали только как женщину. Я очень люблю два праздника — день рождения и Восьмое марта. Хотя это довольно непривычно: вдруг оказаться заваленной цветами, — но приятно по-настоящему почувствовать себя женщиной. Однако с незнакомой компанией, с новым для себя обществом я всегда знакомлюсь, чувствуя себя главой представительства Microsoft.

Может быть, мою известность объясняет каким-то образом еще такой момент: когда я появляюсь, где бы то ни было, мой первый тезис — про борьбу с пиратством. Я считаю необходимым проводить свою точку зрения. Думаю, что обязана повлиять на ситуацию в нашей стране, помочь ей сделать шаги, необходимые для того, чтобы рынок программного обеспечения у нас мог развиваться. Из года в год я завожу разговор на одну и ту же тему, наращивая аргументы, подбирая доказательную базу.

Убытки производителей программного обеспечения вследствие нарушения авторского права в 2000 году по всему миру превысили 11,7 млрд $. В России до сих пор сохраняется один из самых высоких в мире уровней пиратства — 88%.

— Верю в то, что моя позиция, внятно и публично выраженная, будет влиять и уже влияет на мнение и поступки многих людей. Я вообще оптимист, иначе как можно было бы заниматься развитием рынка программного обеспечения? Ведь в начале 90-х годов (я тогда работала в «Микроинформе») ситуация была очень трагичной: 99% используемого в России ПО было пиратскими копиями. По-моему, именно из-за этого разработанный «Микроинформом» текстовый редактор «Лексикон» превратился в неуспешный проект. Средств, которые мы получали от официальных продаж нашего ПО (между прочим, довольно популярного), было просто недостаточно для того, чтобы финансировать последующие разработки.

В то время я тоже боролась с нелицензионными версиями как могла. Просто тогда у меня было меньше ресурсов, я была моложе, не знала, как поступить. Сейчас, к счастью, у меня гораздо больший вес и аргументационная база.

(Продолжение. Часть II.)

_____________________________
 В продолжение темы:
2004-03-01   Microsoft сделала Ольгу Дергунову президентом

 

← июль 2001 17  20  21  22  23  24  27  28  29 сентябрь 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!