На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-3-6 на главную / новости от 2001-3-6
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 6 марта 2001 г.

Женщина в Сети - какое чудо!

Темпы роста Интернета уже давно перестали волновать воображение: регулярные сообщения об очередном n-процентном увеличении числа пользователей за отчетный период стали общим местом во всех статистических публикациях и воспринимаются как само собой разумеющиеся пассажи. Гораздо интереснее в этом процессе то, что по мере количественного развития сетевого сообщества меняются и его качественные показатели.

И хотя для нас, со школьной скамьи знакомых с законом перехода количественных изменений в качественные, сие и неудивительно, все же сближение виртуального мира с его реальным прародителем временами не может не радовать.

Например, в эти дни чрезвычайно приятно отметить, что женщины, относившиеся на заре Великого Опаутинования человечества к самому что ни на есть ярко выраженному сетевому меньшинству, с каждым годом все увереннее завоевывают вебовское пространство, это последнее прибежище ревнителей патриархата.

Если верить немецкой статистике, количество представительниц прекрасного пола в общей сетевой популяции растет не по дням, а по часам. В январе компания Fittkau & MaaЯ опубликовала результаты проведенного осенью 2000 г. исследования, согласно которым "женская доля" немецкого Веба впервые в онлайновой истории страны вплотную приблизилась к одной трети, демонстрируя 150%-ный годовой прирост: если осенью 1999 г. в немецком Интернете было 22,5% сетянок, то спустя год этот показатель достиг уже 31,1%.

Не прошло и месяца, как министр внутренних дел ФРГ Отто Шили огласил свои данные: на рубеже тысячелетий среди 20 млн. немецких пользователей Сети 40% относились к лучшей половине человечества.

Как нетрудно догадаться, столь стремительное изменение пропорций говорит в первую очередь о том, что в последние месяцы армию Интернет-пользователей более чем на 50% пополняет женская половина рода человеческого.

По данным той же Fittkau & MaaЯ, распределение "по половому признаку" среди так называемых newbies (суммарный годовой прирост - 6 млн. новобранцев) коррелирует с соотношением мужчин и женщин в общем населении Германии.

Соответственно меняется и поведение среднестатистического "юзера". Согласно вышеупомянутому исследованию Fittkau & MaaЯ, охватившему почти 70 тыс. сетевых пользователей (среди них порядка 20 тыс. женщин), сетевые новички интересуются главным образом досугом, здоровьем, семейной жизнью и т. п., в то время как ветераны-первопроходцы (стаж в Интернете три года и более) - темами, связанными с информатикой, наукой и экономикой. Думается, комментарии тут излишни.

Впрочем, авторы исследования не преминули прокомментировать различия в онлайновом поведении мужчин и женщин. Как и следовало ожидать, половая принадлежность накладывает отпечаток и на эту казалось бы сексуально совершенно нейтральную (вынося за рамки некоторые очень специфические Интернет-адреса) сферу. Например, с точки зрения такого относящегося ко всем нам занятия, как совершение покупок.

Оба пола примерно одинаково высоко ценят Интернет в качестве торгового центра: 56,2% женщин и 58,5% мужчин сошлись на оценках от "хорошо" до "очень хорошо".

Но, отправляясь в Сеть за покупками, дамы и кавалеры расходятся по разным залам "онлайнторга": в то время как мужчины, в полном соответствии со своими уже упомянутыми интересами, толпятся в отделах компьютерных принадлежностей и бытовой электроники, их подруги с той же готовностью, что и в реальной жизни (по данным опроса - в 2 раза чаще мужчин), тратят денежки на одежду и всякие модные новинки, не говоря уж про косметику, украшения и белье.

Не случайно же расцвет этого сектора э-торговли совпадает по времени с последней волной "новых сетян" (или, что справедливее, сетянок). И что уж тут на что влияло в большей степени - женщины ли, распознавшие возможности онлайновой торговли и подхлестнувшие ее своим интересом, или же коммерция, встрепенувшаяся при первых признаках прихода своей самой любимой и надежной клиентуры и усилившая свои старания по обустраиванию привычного дамам мира, - сказать трудно; скорее всего движение навстречу было взаимным.

Также по-разному объясняют мужчины и женщины мотивы онлайнового шопинга.

В то время, как Он наиболее высоко ценит такие предоставляемые Сетью возможности, как широкий выбор товаров, подробную и легко доступную информацию по каждому продукту и ни с чем не сравнимый анализ цен, то Ее волнуют в первую очередь совсем другие вопросы - независимость от часов работы магазинов, экономия времени, теряемого в реальном мире на дорогу и очереди, избавление от всяких форм стресса, неизбежного в жизни современной женщины. Хоть и из немецкой жизни, а удивительно знакомо.

Собой остаются женщины и во всем, что касается рисков, все еще присущих - увы! - онлайновой коммерции. Небезопасность покупок в Интернете гасит удовольствие от предоставляемых Сетью удобств.

Женщины, традиционно чувствующие на себе большую, чем мужчины, ответственность за материальный достаток и семейное благополучие, куда скептичнее, чем их всегда готовые к авантюрам спутники, оценивают предоставляемые онлайновыми технологиями гарантии в области передачи разного рода деликатной информации - в частности, номеров кредитных карточек и прочих банковских реквизитов.

Более чем для 70% представительниц прекрасного пола сия процедура представляется наибольшей проблемой в развитии э-бизнеса, в то время как у мужчин этот показатель ниже - менее 67%. Соответственно для 49,4% женщин передача банковских данных выглядит как чрезвычайно рискованное предприятие, у мужчин же это мнение разделяют только 45,2%.

Еще большие различия проявляются в вытекающем отсюда поведении полов: доля мужчин, часто делающих покупки в Сети, равна 26,4%, женщин же - всего 18,6%.

Впрочем, если Сеть таки засосала женщину, то ей и море по колено. Психиатры ведут в настоящее время довольно ожесточенную полемику, можно ли считать необузданное влечение к Интернету формой наркотического заболевания, требующего серьезного лечения, или это всего лишь слабость характера, поддающаяся нормальной психотерапевтической коррекции.

По последним данным американских медиков, в США онлайновой зависимостью страдают порядка 6% Интернет-пользователей или, другими словами, 11 млн. человек. Однако пострадавшим не до точности классификации. И здесь, к сожалению, как и в отношении алкоголя или курения, женский организм оказался менее защищенным от отрицательного влияния извне.

Вот как описывает свой день одна из пострадавших: "Около 10 утра я выхожу в онлайн, остаюсь там примерно до 16, когда приходит с работы муж, а уже в 18 снова иду в Интернет и просиживаю в нем, как правило, до часу ночи". Такая слабость может стоить человеку всего - работы, семьи, здоровья, социальной интеграции.

Но и миновать сетевые тропы в современном мире никак невозможно. В той же ФРГ на самых разных уровнях - от феминистских и политических объединений до правительственных кругов - все более настойчивы требования по самому широкому вовлечению женщин во все формы сетевой активности, в первую очередь в профессиональном смысле.

Конференция, проведенная Партией зеленых по вопросам женской политики, осветила в совсем другом свете уровень приобщения женщин к современным информационным технологиям.

Так, несмотря на очевидный рост женской части сетевого сообщества, только 26% немецких фрау и фройляйн пользуются выгодами Интернета, в то время как у мужчин эта квота составляет 40%. По-прежнему катастрофически низка доля девушек на ИТ-специальностях в вузах страны - 16%. Да и у работающих по-разному распределяется поле деятельности: в то время как сильный пол преобладает в разработке программ, женщинам скорее отведена роль дизайнеров и т. п., согласно принципу "мужчины создают программы, женщины их используют".

По мнению одного из лидеров зеленых, г-жи Ренаты Кюнаст, не существует никакой особой предрасположенности полов, все дело в устаревших клише, кочующих из десятилетия в десятилетие, "как будто бы и не было 30 лет женского движения".

Элементы дискриминации г-жа Кюнаст обнаружила даже у известной мебельной фирмы IKEA, в торговом зале которой в числе прочего демонстрируются образцы комплектов молодежной мебели, разные для ребят и девочек.

Так, в оснащении юношеской комнаты предусмотрен компьютер (разумеется, в виде муляжа, но место для него запланировано), в то время как у девочек письменный стол настолько мал, что на него в лучшем случае можно поместить разве что альбом для стихов.

Интересно, что бы сказала эта немецкая активистка, недавно, кстати, занявшая пост федерального министра по вопросам защиты прав потребителей, если бы узнала, что в замечательной (безо всякой иронии) московской школе, в которой учится моя дочь, девочки обязаны посещать уроки домоводства, в то время как ребята изучают информатику?!

В этом отношении канцлер ФРГ Герхард Шрёдер более солидарен со своей новоиспеченной фрау министром, чем с опытными московскими педагогами. По его неоднократно и настойчиво высказанному мнению, женская квота в ИТ-отрасли страны должна быть значительно увеличена: в сравнении с мировыми стандартами она непозволительно низка. Если не удастся переломить ситуацию, Германии не выбраться из состояния хронической нужды в квалифицированных специалистах, которых она в настоящее время вынуждена завлекать к себе со всего мира.

Дабы не заканчивать этот материал на излишне драматической ноте (памятуя к тому же, по какому поводу он написан), хочу вернуться к его названию.

В русском языке слово "чудо" можно использовать в двух значениях: как нечто небывалое, необычайное, редкостное и, более эмоционально, как венец красоты и прелести. Мы знаем, что наши прекрасные подруги и в своей виртуальной инкарнации продолжают оставаться чудом во втором значении этого слова.

Обсуждение и комментарии

Зануда
2 Mar 2001 9:49 AM
Кстати, о русском языке. Объясните, пожалуйста, старому любителю статистики значение глагола "коллерировать" (7-ой абзац статьи). Вероятно, образован от существительного "коллеряция"??? :)
 

 

← февраль 2001 1  2  5  6  7  11  12  13  14 апрель 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!