На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2006-3-9 на главную / новости от 2006-3-9
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 9 марта 2006 г.

Миссия выполнима?

Оставаясь единственной открытым игроком российского рынка САПР, компания АСКОН сообщила результаты работы в минувшем году, а также представила анализ ситуации на российском рынке САПР и прогноз его дальнейшего развития. Для начала генеральный директор АСКОНа Александр Голиков сформулировал миссию компании, которая заключается в создании наукоемких отечественных продуктов, конкурирующих с мировыми лидерами. Задача амбициозная, но судя по итогам и планам — выполнимая.

Александр Голиков: “Мы не хотим быть просто продавцами, а предпочитаем разрабатывать наукоемкие программные продукты”

Александр Голиков: “Мы не хотим быть просто продавцами, а предпочитаем разрабатывать наукоемкие программные продукты”

“2005 год был удачным, нам удалось повысить оборот на 48% и заработать 10,78 млн. долл., что даже больше, чем планировалось, — сообщил г-н Голиков. — появилось более двухсот новых заказчиков, в результате их число перевалило за две с половиной тысячи”. Одна из причин успеха, по его мнению, заключается в стабильном развитии страны и ИТ-рынка в частности.

Российский рынок САПР сейчас на подъеме: по прогнозу аналитической компании IDC, он будет расти на 27% в год и увеличится с 34,5 млн. долл. в 2004-м до 113 млн. в 2009-м. Но АСКОН растет быстрее. По словам г-на Голикова, этого удается добиться благодаря развитому портфелю продуктов, включающему САПР КОМПАС:3D для трехмерного моделирования, новую систему “Вертикаль” для подготовки производства и пакет ЛОЦМАН:PLM для управления инженерными данными, а также наличию обширной региональной сети. “Для современных САПР требуются услуги — внедрение, обучение, консалтинг, но обслуживать предприятия Урала или Сибири из Москвы невозможно, — объяснил он. — Поэтому года четыре назад мы решили строить сеть филиалов в регионах. Это потребовало больших усилий и инвестиций. Причем мы шли на определенный риск. Ведь если бы рынок перестал расти, мы могли понести финансовые потери. Но наши прогнозы оправдались. К тому же мы успели вовремя, так как сейчас строить сеть было бы гораздо сложнее из-за дефицита кадров”.

Теперь, считает г-н Голиков, эти инвестиции начинают окупаться. Хотя основной доход по-прежнему поступает от продажи “коробок”, доля услуг быстро увеличивается: в 2003-м она составляла 8%, а в 2005-м — уже 16%. “Рынок становится более зрелым, поэтому мы считаем, что данное направление и дальше может расти на 80—90% в год”, — сказал генеральный директор АСКОНа. Ведь многие заказчики уже понимают, что покупка коробки с софтом не решит все их проблемы. На это указывает спрос на проектные решения. Так, в 2005-м компания реализовала более 40 проектов. Внедрение имеет важное преимущество над поставками коробок, так как, получив работающее решение, предприятие скорее всего будет его развивать, докупать лицензии и приобретать обновления. У АСКОНа поставки обновлений текущим заказчикам в минувшем году увеличились более чем вдвое. “Раньше клиенты не очень охотно их покупали, — подчеркнул г-н Голиков. — Дело сдвинулось только в прошлом году, и это хорошо. Как показывает мировой опыт, основной доход приносят продажи не новых лицензий, а обновлений на существующие рабочие места”.

По данным АСКОНа, основная часть оборота компании (84%) пришлась на Россию, но хорошую динамику показали Казахстан (9%) и Белоруссия (3%), а вот на Украине (3%) бизнес сильно сократился, что лишний раз доказывает важность политической и экономической стабильности для развития рынка САПР.

Теперь АСКОН собирается выходить на международный рынок. “Мы готовим КОМПАС:3D на английском языке с поддержкой западных стандартов проектирования, — сообщил г-н Голиков. — Кроме того, будем продвигать за рубеж систему ЛОЦМАН”. Видимо, компания ищет новые рынки для своего развития. Ведь отечественный рынок САПР хотя и растет быстрее западного, но еще очень мал — его объем не превышает 1% от мирового. Конечно, это будет непросто. “Нас там никто не ждет. Процесс будет сложным, ведь нам придется организовать сеть для сбыта и технической поддержки”, — сказал г-н Голиков и добавил, что к 2010-му компания надеется заработать на внешних рынках 5 млн. долл.

На рынке же СНГ в нынешнем году АСКОН планирует вдвое увеличить сбыт и повысить годовой доход до 15 млн. долл. “Мы рассчитываем, что темпы роста промышленности сохранятся по крайней мере, еще два года, и это обеспечит дальнейший подъем рынка САПР”, — объяснил г-н Голиков, добавив, что у компании есть более долгосрочный план, в соответствии с которым к 2015-му доход должен вырасти до 100—120 млн. долл.

На первый взгляд эти намерения могут показаться слишком смелыми, но, по мнению директора АСКОНа по маркетингу Максима Богданова, есть основания верить в их достижимость: “Если посмотреть динамику производства в России за последние годы и нашего роста, то видно, что подъем машиностроения на 6—10% дает почву для увеличения нашего оборота на 40%. Поэтому можно предположить, что при сохранении такой тенденции в промышленности мы имеем все шансы и дальше развиваться нынешними темпами”.

Впрочем, г-н Богданов признал, что выбрал оптимистичный сценарий развития событий в стране. А ведь жизнь полна сюрпризов. Например, трудно прогнозировать поведение западных поставщиков САПР, которые явно активизировали свою работу в связи с ростом российского рынка. Достаточно вспомнить прошлогоднюю акцию Autodesk по продаже ПО с огромной скидкой. Но, по словам г-на Голикова, АСКОНу это не повредило: “Такой демпинг — временное явление. Просто компания решала задачу легализации пользователей. Мы от этого не пострадали. Напротив, борьба западных вендоров с пиратством позволила некоторым нелегалам взглянуть в нашу сторону”.

Гораздо более серьезную проблему, по его мнению, представляет нарастающий кадровый голод: “Дефицит кадров является мощным сдерживающим фактором для роста рынка САПР. Специалистов катастрофически не хватает. Одна из причин в том, что вузы работают совершенно автономно, не учитывая требования ни промышленности, ни бизнеса. Другая связана с тем, что молодежь не идет на предприятия из-за низких зарплат. В результате даже те предприятия, у которых есть желание, не могут внедрять сложные проекты из-за отсутствия квалифицированных сотрудников”.

В то же время потребность в автоматизации огромная, подчеркнул г-н Голиков: “Сейчас у предприятий еще не всегда хватает понимания, финансов, кадров. Поэтому работы предстоит много — на десятилетия. Рынок САПР большой, места хватит всем”.

 

← февраль 2006 2  3  6  7  9  10  13  14  15 апрель 2006 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!