Все новости от 21 ноября 2003 г. Новый имидж Citrix
Долгие годы компания Citrix Systems хранила верность своему главному продукту -- серверному ПО MetaFrame, позволяющему исполнять Windows- и Unix-приложения на сервере и работать с ними с терминалов (тонких клиентов).
Теперь же Citrix решила поменять имидж и из поставщика одного продукта превратиться в производителя целого комплекта изделий, предназначенных не только для тонких, но и для любых клиентов.
Новая стратегия стала гвоздем ежегодной конференции пользователей и партнеров iForum, которая по традиции проходит в г. Орландо (США).
Смена лозунга
Основная тема, звучавшая на протяжении всей конференции, -- доступ к информации. Слово "Access" (доступ) стало новым лозунгом компании -- оно было повсюду: на значках сотрудников, на плакатах в конференц-зале и в коридорах, на сувенирных майках и кепках.
Марк Темплтон: "Внимание Citrix целиком сосредоточено на доступе"
|
Что же за этим стоит? Как объяснил в своем выступлении главный исполнительный директор Citrix Марк Темплтон, цель компании -- предоставить предприятиям возможность создавать инфраструктуру для доступа к информации и приложениям "по требованию".
В принципе здесь нет ничего нового. Идею "вычислений по требованию" (computing-on-demand) еще несколько лет назад выдвинули ведущие поставщики серверов -- IBM, HP и Sun, для того чтобы заказчики могли наращивать или сокращать вычислительные мощности и платить только за используемые ресурсы.
Такой подход понравился корпоративным покупателям, которые в последнее время столкнулись с проблемой сокращения бюджетов на ИТ. И Citrix решила воспользоваться этой тенденцией, тем более что ее технология прекрасно подходит для "вычислений по требованию".
Ведь она гарантирует доступ к корпоративным приложениям и данным из любого места, даже из дома, обеспечивает защиту при передаче информации, поддерживает любые каналы связи и практически любые клиентские устройства, упрощает управление ИТ-инфраструктурой, а также позволяет ее оптимизировать.
Последнему пункту г-н Темплтон уделил особое внимание, отметив, что сейчас сложность инфраструктуры постоянно растет, так как предприятия используют все больше разных приложений и платформ, а как следствие, растут и расходы на ИТ.
"В связи с этим возникла острая потребность в оптимизации", -- заявил он. Силами одной компании такую задачу не решить. Нужны совместные усилия.
На конференции были представлены результаты этих усилий: ряд ведущих компаний объявил о более тесной интеграции своих программных продуктов с главным изделием Citrix -- серверным пакетом MetaFrame Presentation Server, составляющим ядро нового комплекта.
Так, IBM выпустила новый портлет, с помощью которого пользователи портала WebSphere Portal могут непосредственно обращаться к любым приложениям через среду MetaFrame.
HP сообщила о сертификации MetaFrame Presentation Server на полную совместимость с комплектом средств системного управления OpenView. SAP анонсировала новый пакет Business Package for Citrix, обеспечивающий ее заказчикам доступ ко всем приложениям и источникам информации, развернутым в среде MetaFrame.
И наконец, PeopleSoft представила специальную программу, позволяющую пользователям портала PeopleSoft Enterprise Portal через MetaFrame Presentation Server работать с приложениями не только PeopleSoft, но и любой другой компании.
Что касается платформы Microsoft, то продукт Citrix изначально тесно интегрирован с Windows: он работает поверх операционной системы Windows Terminal Services, а сама компания имеет лицензию на право использования исходных кодов Windows.
Правда, ее срок истекает через два года, и пока неизвестно, будет ли она продлена. А вдруг софтверный гигант захочет сам заняться инфраструктурой доступа?
Но на конференции обе фирмы продемонстрировали прекрасные отношения: во время своего выступления вице-президент Microsoft Рич Каплан торжественно объявил, что Citrix получила от их корпорации почетное звание глобального независимого поставщика ПО 2003 года.
"Мы работаем вместе уже 14 лет, -- заявил он. -- Одно это доказывает, что мы не конкуренты, мы -- партнеры".
Однако укрепляя партнерские отношения со многими игроками, Citrix в то же время не вступает ни в какие альянсы, сохраняя своего рода нейтралитет в мире ПО. "Citrix не зависит от других вендоров", -- подчеркнул г-н Темплтон. Это -- неудивительно.
Ведь свое благосостояние компания достигла именно благодаря поддержке самых различных систем и платформ.
Новая архитектура
По словам г-на Темплтона, идея расширить продуктовый портфель зародилась в Citrix еще в 2001 г. Но осуществилась она лишь в этом году. Сейчас комплект MetaFrame Access Suite включает четыре серверные программы:
Как объяснил Брайан Нейсон, директор Citrix по разработке, ценность этого комплекта в том, что созданная с его помощью инфраструктура доступа повышает эффективность взаимодействия со всеми приложениями и информацией, имеющимися у предприятия.
Сейчас компания трудится над более тесной интеграцией всех компонентов. Так, во время конференции г-н Нейсон представил новую управляющую консоль, которая позволяет управлять всеми продуктами как единой системой (сейчас каждый из них имеет свою консоль), и сообщил, что вскоре можно будет приобрести все программы по одной лицензии (пока что каждая имеет свою лицензию).
Кому пригодятся продукты Citrix
Очевидно, что разным предприятиям нужна разная ИТ-инфраструктура. Citrix и не пытается угодить всем. "Не следует думать, что все одинаково выиграют от использования наших продуктов, -- сказал г-н Темплтон. -- Наибольшую выгоду могут получить заказчики со сложной инфраструктурой приложений и схемой работы пользователей.
Это могут быть, например, организации здравоохранения, государственные и образовательные учреждения. У них очень неоднородная среда и масса самых разных пользователей.
Кроме того, по финансовым соображениям они не могут иметь много ИТ-администраторов, а наша инфраструктура как раз и позволяет для управления сотнями пользователей обойтись силами одного-двух администраторов.
Можно привести еще немало таких примеров -- центры обслуживания по телефону (им нужно быстро открывать приложения), промышленные предприятия, финансовые институты и банки, у всех у них очень высокие требования к безопасности".
Более точно оценить преимущества технологии Citrix попытались аналитики из Gartner Group, которые представили на конференции результаты исследования окупаемости инвестиций (Return of Investment, ROI) в MetaFrame Presentation Server.
Они провели опрос среди 23 заказчиков Citrix из разных стран и отраслей. Оказалось, что наибольший финансовый эффект обеспечивают следующие возможности этого продукта:
- быстрое и простое развертывание приложений на клиентских устройствах, достигаемое за счет централизации всего ПО на сервере;
- более высокая доступность приложений при их размещении на сервере, чем при локальном размещении на клиентских компьютерах;
- эффективная работа в среде с разными ОС и браузерами, благодаря которой можно использовать любые клиентские устройства, экономя на покупке новых ПК, ПО для эмуляции и обновлении ОС;
- продление жизненного цикла клиентских устройств или замена их тонкими клиентами, позволяющая сократить затраты на оборудование на 25% в год;
- продление срока эксплуатации старых приложений, поскольку их не нужно переписывать заново для того, чтобы к ним можно было обращаться через Web или беспроводные сети. Citrix обеспечивает такой доступ автоматически;
- централизованное развертывание приложений и управление ими, повышающее продуктивность работы технического персонала, ускоряющее устранение проблем и позволяющее сократить затраты на 15% в год.
Таким образом, в максимальном выигрыше окажутся те заказчики, которые смогут использовать как можно больше перечисленных преимуществ.
Мнение аналитиков
Аналитики положительно оценили расширение продуктового набора Citrix, считая, что этот шаг открывает дорогу к новым рынкам.
Дело в том, что доля компании на основном для нее рынке средств доступа к приложениям с сервера хотя и велика -- 70--75%, но постепенно сокращается, так как серьезную конкуренцию составляет Microsoft (см. диаграмму).
Рынок серверных средств терминального доступа к приложениям (проданные лицензии)
Правда, этот рынок растет. По прогнозу аналитиков из Giga Research, в нынешнем году его объем увеличится на 10--15% и достигнет примерно 1,4 млрд. долл. Но все равно у Citrix уже не осталось на нем простора для роста. Аналогично обстоят дела и с тонкими клиентами.
Несмотря на шумиху, поднятую несколько лет назад, они так и не обрели популярность. По оценке фирмы IDC, в 2003 г. во всем мире будет выпущено всего 1,5 млн. таких устройств, а к 2007-му -- 3,4 млн.
Очевидно, что это лишь капля в море персональных компьютеров (для сравнения: по оценке Gartner Dataquest, лишь в одном III квартале было продано 42,5 млн. ПК).
В таких обстоятельствах отход от идеи тонких клиентов кажется весьма своевременным. Теперь Citrix рассматривает их всего лишь как один из типов устройств, которые служат для доступа к приложениям с сервера.
"ПК прекрасно подходят для нашей инфраструктуры, -- объяснил Брайан Нейсон. -- Заказчики часто применяют их и для обращения к серверным приложениям, и для локальной работы".
А благодаря продуктам Secure Access Manager и Password Manager, способным работать независимо от MetaFrame Presentation Server, у Citrix появилась возможность конкурировать в таких областях, как средства защиты, ПО для организации виртуальных частных сетей и программы для управления паролями.
Кроме того, новые программы пригодятся нынешним клиентам Citrix -- а их у компании немало -- более 120 тыс. заказчиков и примерно 50 млн. конечных пользователей.
Сейчас фирма активно старается привлечь их внимание. "Мы помогаем нашим заказчикам понять, в чем состоит ценность новинок, -- объяснил г-н Темплтон. -- На это направлена недавно объявленная маркетинговая кампания, специальная льготная программа лицензирования и другие меры".
На руку Citrix играет и то, что у предприятий растет интерес к инфраструктуре доступа на базе серверов.
На это указывают результаты опроса, проведенного аналитиками из Giga Research: в нынешнем году заинтересованных респондентов оказалось на 37% больше, чем в прошлом.
Это -- хороший знак для Citrix. Ведь по оценке аналитиков, у нее наиболее развитый комплект продуктов в данной области. И хотя у компании есть ряд конкурентов, ни один из них не предлагает аналогичного комплекта, да и доля их весьма невелика (см. диаграмму).
Поэтому, считают в Giga Research, у Citrix есть неплохие шансы для роста, которого она может добиться как за счет существующих заказчиков, так и благодаря привлечению новых.
|