На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-11-20 на главную / новости от 2003-11-20
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 20 ноября 2003 г.

"Малый" коробочный софт

Неудивительно, что от разработчиков малого софта автор получил единодушный комментарий: "Это мы-то не продаем коробочный софт на Запад? Кто же тогда продает?!". Как уже упоминалось, малый софт не являлся предметом рассмотрения статьи "Русский софт на Западе...".

А тема эта весьма интересная. Автор не разделяет довольно распространенного мнения, что корпоративный софт -- это дело серьезное, а "шароварный" -- так, игрушка.

Какой смысл сравнивать романы Льва Толстого с четверостишиями Омара Хайяма? И то и другое -- творения гения, просто жанры разные. Малый софт как программистский жанр, безусловно, достоин уважения.

Давайте для начала определим сам жанр. Shareware -- не совсем точное определение, поскольку оно подразумевает бесплатное распространение продукта с последующей оплатой.

Примерами shareware являются всем известный архиватор WinZIP, браузер Opera и т. д. Малый софт -- не бесплатный. Диапазон цен примерно от 10 до 50 долл. за копию. Хороший пример такого софта -- графический редактор SnagIt стоимостью около 40 долл.

Распостраняется малый софт в основном через Интернет, в виде скачиваемых executables. Покупатель чаще всего находит эти executables на сайте (или через сайт) регистратора -- компании вроде Tucows или Digital River. Регистратор берет с разработчиков комиссионные -- приблизительно 10% с продаж.

Ну и какова же позиция России на этом рынке? Недавно прошедший в подмосковной черноголовке форум независимых разработчиков ISDEF в некоторой степени ответил на этот вопрос.

Из материалов форума:

  • крупнейший регистратор скачиваемого малого софта Digital River планирует завершить 2003 г. с оборотом примерно 1 млрд. долл.;

  • около 10% этого оборота -- за счет малого софта, произведенного в России.

О чем говорят эти цифры:

  • только через Digital River российские "шароварщики" экспортируют ПО на 100 млн. долл. в год. Digital River -- самый крупный регистратор в мире, но все же не единственный.

    Можно предположить, что все остальные регистраторы вместе взятые приносят России еще как минимум столько же... Итак, 200 млн. долл. в год, т. е. цифра того же порядка, что и экспорт аутсорсинга;

  • доля России в мировых продажах малого софта -- около 10%, а не 3%, как в мировом экспорте аутсорсинга. Похоже, направление для России более перспективное.

Остается только порадоваться за российских производителей малого софта... и подумать, как из 100--200 млн. в год сделать четыреста. Чисто арифметически пути могут быть следующие:

  • повысить цену продаваемых продуктов -- не годится, поскольку в пределах "жанровых" 50 долл. за копию много не наповышаешь;

  • понизить процент, отчисляемый регистратору, -- тоже малоэффективно, поскольку он и так невысок;

  • увеличить процентную долю российского софта в общемировых продажах -- вот это было бы совсем неплохо, поскольку от нынешних 10% очень даже есть куда расти.

Как сделать так, чтобы ваш продукт, размещенный на сайте регистратора рядом с похожими, покупали чаще, чем продукты конкурентов? Регистратор вам в этом вряд ли поможет: он со всех получает одинаковые комиссионные и ему все равно, будет ли продаваться именно ваша программа.

Конечно, можно и нужно совершенствовать сам продукт, ведь в Интернет-магазине он "сам себя продает". Однако и это не гарантия успеха, поскольку сомнительно, чтобы покупатели 20--30-долларовых программ захотели провести серьезное сравнительное исследование всех конкурирующих продуктов.

Серьезную помощь в продажах оказывают различные рейтинги, призы и т. д. Следующий шаг в этом направлении очевиден -- бренд.

"Раскрутка" собственного бренда под силу не всем разработчикам малого софта. Большая часть "шароварщиков" -- это компании в несколько человек, а то и вовсе вольные стрелки, работающие в одиночку.

Автору кажется, что в этой ситуации очень помог бы делу общероссийский бренд. Что-нибудь вроде "Russian-Bear-Software" ("ПО от Русского Медведя" -- по-английски звучит в рифму). Например, с эмблемой в виде медвежонка за компьютером.

Заняться разработкой и международным продвижением общероссийского бренда могла бы сама организация ISDEF. Если все входящие в нее компании, отчислят в фонд продвижения бренда, скажем, 1% от своих доходов, то получится как минимум миллион долларов в год. Вот что на эти деньги можно сделать:

  • разработать атрибуты и правила присуждения бренда;

  • провести международную рекламу бренда в Интернете, на выставках и т. д.;

  • учредить комиссию по присуждению бренда российским продуктам;

  • организовать отдел по упаковке перспективных продуктов, разработчики которых сами с этой задачей справиться не могут.

Конечно, раскрутка общероссийского бренда займет немало времени -- год, а то и два. Однако результатов следует ожидать таких, что за них стоит побороться. Автор думает, что одним из них станет эксклюзивно-российский регистрационный сайт для продуктов, которым присвоен бренд.

 

← октябрь 2003 14  17  18  19  20  21  22  23  24 декабрь 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!