На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2000-6-9 на главную / новости от 2000-6-9
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 9 июня 2000 г.

С чем связана наметившаяся тенденция по замене иностранных руководителей российских представительств зарубежных компьютерных фирм гражданами России?

Зарубежные компьютерные компании
одна за другой —
Acer (см. @-daily от 26.03.98),
Xerox (см. @-daily от 12.07.99),
Oracle (см. @-daily от 10.09.99),
Cabletron (см. @-daily от 19.01.00),
Sun Microsystems (см. @-daily от 28.01.00),
Scala CIS (см. @-daily от 18.02.00),
Intel (см. @-daily от 25.02.00),
3Com (см. @-daily от 12.05.00) —
заменили иностранных топ-менеджеров
в руководстве
своих российских представительств
на местных граждан.

    С чем связана наметившаяся тенденция по замене иностранных руководителей российских представительств зарубежных компьютерных фирм гражданами России?

Глава Compaq Computer в России Роберт Беллманн:

— Вполне естественно — иметь во главе организации, работающей на российском рынке, человека, прекрасно ориентирующегося в специфике локального рынка и умеющего вести разговор с клиентами и партнерами на равных. С точки зрения опыта, знания ситуации, умения ее предсказать с учетом локальных реалий, или, по крайней мере, знания языка — это правильно.

Очевидно, Compaq рано или поздно тоже придет к этому. Однако требования, предъявляемые к кандидату на такой пост, настолько высоки, что найти идеального претендента — очень непростая задача. Именно поэтому в ряде случаев выбор все еще делается в пользу иностранцев.

Глава представительства компании Motorola GmbH в России Джо Нуну:

— Считаю эту тенденцию позитивным индикатором того, что за последние пять лет в России появилось новое поколение высококвалифицированных менеджеров.

В нашей компании вопросам обучения персонала уделяется большое внимание, а менеджеры назначаются не по национальному признаку, а по их опыту и ожидаемой отдаче. В настоящее время подавляющее большинство менеджеров Motorola в России — граждане этой страны, тогда как всего несколько лет назад данное соотношение было явно не в пользу «экспатов».

Генеральный менеджер Oracle CIS Борис Щербаков:

— По-моему, просто стало модно назначать россиян на должность главы представительства. Ведь западные компании очень часто друг друга копируют.

Не буду судить о качестве выбора менеджеров в различных компаниях. Здесь у каждого свои методы селекции. Но, на мой взгляд, иногда назначение российского менеджера не является необходимостью. Может быть, воспитание местных кадров — тоже важная задача. Однако она не должна решаться в ущерб развитию бизнеса. Не надо тупо следовать моде и назначать русского только потому, что определенную должность должен занимать местный сотрудник. Иностранные менеджеры вполне успешно работали в российских представительствах большинства фирм, и многие продолжают хорошо работать. Объективно не надо зацикливаться на шовинистических взглядах: если представительство российское, то его глава должен быть русским. Совсем не обязательно. Или, по крайней мере, это должен быть хороший русский. Такой, который готов к подобной должности. Не русский с французским менталитетом, а русский с российским рыночным менталитетом.

Впрочем, есть и объективные причины такой тенденции. К настоящему времени сложился контингент людей, проработавших в зарубежных корпорациях по 7-8-9 лет. Некоторые из них уже получили степень MBA. Кто-то несколько лет проработал за границей. Появился новый класс управленцев, которые готовы работать в сложных международных корпорациях — многоуровневых, иерархических, структурированных, с несколькими линиями бизнеса, одним словом, многопараметровых.

Глава представительства 3Com в России и СНГ Виталий Фридлянд:

— Быть может, мой ответ на этот вопрос покажется нескромным, но я считаю, что эта тенденция вполне закономерна. Давайте признаем, что уровень квалификации наших кадров достаточно высок, для того чтобы осуществлять функции, возлагаемые обычно на главу представительства компании в нашей стране.

Еще я хотел бы отметить, что многие менеджеры высшего звена в компаниях, работающих на IT-рынке, вышли, как говорится, из одного гнезда — из московского представительства фирмы Digital Equipment Corporation. Буквально из одного офиса на Краснопресненской набережной. В частности, мой коллега и конкурент, но друг — Дмитрий Соколов, руководитель представительства Cabletron; Владимир Смирнов, заместитель главы представительства Cisco; Сергей Тарасов, глава представительства Sun. Мы все когда-то работали в одной комнате.

Генеральный менеджер Acer в странах СНГ Юрий Студеникин:

— В целом, надеюсь, что мнение нашей компании совпадает на 80% с общепринятыми мировыми тенденциями. Связано это с тем, что только человек, который прожил и вырос в этой стране, может до конца понять натуру и образ мыслей, а также экономические, политические и какие угодно другие законы, которые действуют в данной стране. И при наличии квалифицированного персонала, которого все больше и больше появляется в России, совместить: «а» — местного человека, «б» — с уровнем его подготовки, доверия и так далее, — становится легче и легче.

Почему эта тенденция началась сейчас? Я думаю, что это как раз связано с тем, что страна наша переходит с уровня социализма на уровень капитализма. И уровень коммерческого мышления в наших людях поднимается все выше.

Генеральный директор представительства Xerox и компании «Xerox-CHГ» Игорь Симонов:

— Это неизбежный процесс, поскольку стратегия всех крупных зарубежных компьютерных и телекоммуникационных компаний предусматривает присутствие местных топ-менеджеров. В этом смысле Россия никаким образом не отличается от Португалии, Германии, Китая и прочих стран.

Другой вопрос, что местный генеральный директор может появиться только в том случае, когда компания сочтет, что он готов для выполнения этой функции.

Некоторые ускорения процесса замены можно объяснить, в частности, тем, что присутствие иностранных менеджеров оказывает очень сильное влияние на расходную часть бюджета и слабо влияет на доходную.

Глава представительства Sun Microsystems Сергей Тарасов:

— С моей точки зрения, за те несколько лет, что западные компании работают на российском рынке, произошли значительные изменения. Во-первых, заметно «выросли» отечественные менеджеры: они получили достаточный опыт работы на рынке, ознакомились с правилами ведения дел в своих компаниях. Такого опыта в прежние годы они, как правило, еще не имели.

Второй момент — руководство западных компаний убедилось, что российские менеджеры лучше адаптированы к условиям своей страны, лучше понимают отечественную действительность. Ведь бизнес в России имеет множество отличий от бизнеса в других странах. Я имею в виду особенности законодательства (на Западе оно однообразнее и более благоприятно для ведения дел иностранными компаниями), правила работы с партнерами.

Кроме того, в «российскую действительность» входит и тот факт, что оформление здесь зарубежных сотрудников компаний связано со значительными трудностями, в том числе юридического характера. Наше законодательство в отношении иностранных специалистов мягким никак не назовешь, чего стоит только процедура оформления рабочей визы. Поэтому зачастую содержание иностранцев обходится компаниям чрезмерно дорого, и дело, как вы понимаете, не только в зарплате...

Менеджер Intel по России, Казахстану, странам Центральной Азии и Закавказья Алексей Наволокин:

— Я думаю, что в большей степени это связано с тем, что иностранные компании уже много времени работают на российском рынке. Поначалу для них это был новый рынок, они хотели его понять, посмотреть, что происходит, какие намечаются тенденции. Тогда же на иностранных представителей возлагались многие задачи: подобрать нужных людей, обучить их корпоративному видению задач развития бизнеса. И сейчас, я думаю, пришел момент, когда многие из учеников перешагнули ту ступень, когда они просто работали в России и просто работали в компании. Теперь они уже могут возглавлять региональные представительства этих компаний.

В свою очередь, и для иностранных компаний, конечно же, во многом облегчаются задачи. Вся работа представительств связана непосредственно с местными партнерами. И найти с ними общий язык можно только на родном языке, как это ни странно. Да и партнеры, опять-таки, гораздо легче будут понимать человека, который вырос здесь, понимает проблемы рынка и может предугадать, что будет происходить.

Директор московского представительства компании Samsung Electronics Дон Джу Ли:

— Да, действительно, в последнее время во многих крупных иностранных компаниях, работающих в России, наметилась тенденция замены иностранных руководителей на российских. Я считаю, что это закономерный процесс. И Россия не единственная страна, где эта тенденция имеет место быть. Ранее это уже происходило в Италии, Канаде и ряде других стран. Я не исключаю, что в будущем такая замена может произойти и в московском представительстве Samsung Electronics.

_______________________

 

← май 2000 5  6  7  8  9  13  14  15  16 июль 2000 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!