Все новости от 14 февраля 2002 г. Николай Котов
Сегодня о себе рассказывает генеральный директор «ВЕЛЕС-дата. Компьютерный центр» Николай Котов. Он также делится воспоминаниями о прежней жизни: своей и возглавляемой им компании.
О компании
— Существует мнение, что большинство российских компьютерных компаний построены под одного человека, под лидера. Такое мнение вполне оправданно, поскольку в тех условиях, в которых зарождался и развивался наш отечественный IT-бизнес, без «тягача», который мог потащить за собой весь «паровоз», ничего бы не получилось. Каждый руководитель создавал компанию «под себя», по своему, так сказать, образу и подобию, поэтому каждая компания уникальна, в каждой есть особенности, которых больше нигде не встретишь.
«ВЕЛЕС-дата» тоже имеет свои отличительные черты. Компания выстраивалась так, чтобы сотрудник был заинтересован в результатах своего труда. Например, в конце месяца менеджер сам рассчитывает свою зарплату, моя задача, как директора, — вовремя ее выдать. Я заинтересован в том, чтобы у людей здесь были крылья, чтобы каждый мог реализовать себя. От степени реализации зависит и восприятие этого человека в коллективе и в семье. Человек, реализовавший себя, — это самый ценный сотрудник, он с удовольствием идет на работу и с работы домой. Думаю, что людям нравится работать в нашей компании, многие здесь уже по пять-шесть лет, и надеюсь, проработают еще не один год. Текучка у нас очень маленькая, значит, людям интересно трудиться в компании. В результате за 10 лет сложилась команда, она разношерстная, разноликая, но это единая команда интересных, добрых, отзывчивых, своеобразных людей. И я стараюсь поддерживать условия для профессионального роста и личностного развития своих сотрудников.
В начале своей деятельности «ВЕЛЕС-дата» занималась разработкой и внедрением баз данных, затем заключила ряд соглашений с производителями вычислительной и офисной техники — Hewlett-Packard, Canon, DEC и другими — и сосредоточилась на поставках «железа».
У компании есть перспективы, и их нужно развивать. На сегодняшний момент мы научились продавать, ведь в начале 90-х даже этого никто не умел делать грамотно. Теперь нужно научиться производить, создавать и продвигать на рынок отечественные брэнды. Первый шаг в этом направлении мы сделали — запустили проект по продвижению компьютеров под маркой СМ ЭВМ. Но этого мало. Мы должны создавать брэнды не только в области вычислительной техники, но и в области софта, в области услуг, приложений для промышленности, АСУ ТП, контроллеров. Удачные примеры (не из компьютерной отрасли) есть, они всем известны — телевизоры «Рубин», соки J-7 («Вимм-Билль-Данн»), пиво «Балтика».
Создание и раскрутка брэнда — дело непростое и недешевое. Поэтому компания должна акционироваться, привлекать инвестиции. Это не обязательно внешние акционеры, акции должны быть как внешние, так и внутренние. В первую очередь акции нужно продавать сотрудникам, давно и хорошо работающим, причем именно продавать, пусть и по льготным ценам, а не дарить, ведь мы же хотим привлечь капитал, который в дальнейшем будет работать в компании и приносить прибыль акционерам. Например, когда в 1992 году в России проходила приватизация, и всем раздали ваучеры, ничего хорошего не вышло именно потому, что раздавали их бесплатно. Акции — те же деньги, их нужно продавать или покупать. Только тогда возможно привлечение дополнительных средств, и это даст толчок к развитию компании.
О времени
|
Николай Котов закончил факультет автоматики и вычислительной техники Московского института нефтехимической и газовой промышленности (МИНХиГП им. И.М.Губкина) по специальности «Информационные технологии». |
— В институт я поступил после армии. В народе наш институт назывался «керосинкой», мы же его аббревиатуру расшифровывали как «московский институт неисправимых хулиганов и горьких пьяниц»: студенческая жизнь была бурная — вино, сигареты, девушки... Учился я, в общем, неплохо, но «повернутым» на оценках не был: если по «войне» мне ставили «уд», то я уходил довольный, что легко отделался.
Самые яркие впечатления за годы учебы остались от путешествий — мы сплавлялись на байдарках по горным рекам, устраивали лыжные походы.
После окончания института я остался в аспирантуре, но вместо научной работы приходилось ездить в колхозы на сбор урожая картошки. Мне это не понравилось, и я ушел в Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, где как раз создавалась лаборатория по автоматизации истории болезни. Десять лет я проработал в Бакулевском институте, потом началась перестройка, финансирование разработки информационной системы в институте прекратилось, новое оборудование не поставлялось. Основная часть работ по автоматизации истории болезни к тому времени уже была сделана, требовалось развитие системы, а возможности такой уже не было. Поэтому в 1991 году я решил заняться бизнесом.
Ближе всего мне была информационная отрасль, и в качестве профильного бизнеса была выбрана эта область. Собрал команду единомышленников, начинали мы с создания баз данных и внедрения их на промышленных предприятих. В то время многие этим занимались. Я понимал, что для серьезного развития необходим стартовый капитал, и параллельно мы брались за все, что тогда приносило деньги. Торговали макаронами, сигаретами, маргарином. Была мечта сделать холдинг по образцу японских корпораций, когда в рамках одной структуры выпускается все: «мыльницы», бытовая техника, автомобили, корабли, спутники. Но у нас не Япония, поэтому пришлось сосредоточить усилия только на вычислительной технике, и вытягивать это направление.
О себе
— Я люблю водить автомобили, для меня это хорошее средство снятия стресса. Когда садишься за руль, то словно отделяешься от внешнего мира, остаешься наедине с собой. Мне нравится ездить на дачу, дорога длиной в 125 км позволяет не спеша подумать о чем-то своем, пофилософствовать, предаться воспоминаниям... Была бы возможность, я путешествовал бы на автомобиле гораздо чаще. Последний раз большой серьезный автопробег я совершил во время отпуска в 1999 году по маршруту Москва — Париж и обратно. Тогда за неделю я проехал около девяти тысяч километров — Финляндия, на пароме до Германии, затем страны Бенилюкса, Франция, снова Германия, Польша, Белоруссия, Москва.
В прошлом году отпуск мы провели вместе с дочерью на берегу Индийского океана, дважды в день погружались с аквалангом на протяжении недели. Получили массу удовольствия: и от погружений, и от общения друг с другом. Для людей, полностью отдающих себя работе, общение с семьей превращается в настоящую проблему — катастрофически не хватает времени. Даже по выходным я иногда приезжаю в офис. Выходит, что кроме работы ничего и нет. В этом году я так и не встал на лыжи. Летом катаюсь на велосипеде, у меня на даче их два: один для меня, другой для дочери.
|
В юности Николай Котов серьезно занимался спортом. В сплавах по горным рекам прошел все категории сложности, одно время преподавал в школе для спортсменов-водников. Имеет множество спортивных разрядов и звание мастера спорта. Увлекался стендовой стрельбой, планерным спортом. |
— Меня вряд ли можно назвать азартным, я не играю ни в какие игры, ни в карты, ни на деньги, ни на щелбаны. Хотя без определенного азарта или, лучше сказать, упорства, не было бы достижений ни в спорте, ни в бизнесе.
Резюме
Николай Котов, генеральный директор «ВЕЛЕС-дата. Компьютерный центр».
Окончил МИНХиГП им. Губкина, факультет автоматики и вычислительной техники.
В еде неприхотлив, предпочитает овсянку, любит грузинскую кухню. Из алкогольных напитков — исключительно водка, но в крайне малых дозах.
Женат, есть дочь 19-ти лет, учится во Втором медицинском институте.
Увлекается активными видами спорта, обожает водить автомобиль.
В свободное время дрессирует домашнего кота Ваську.
|