На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-4-24 на главную / новости от 2001-4-24
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 24 апреля 2001 г.

Среда обитания системных аналитиков

Западный подход к управлению — вот что характеризует деятельность экспедиторской компании “ЮниТранс”. Судите сами: стратегия развития разработана совместно с известной консалтинговой компанией A.T. Kearney, давно внедрено проектное управление, а сейчас идет процесс подготовки к сертификации по международному стандарту качества ISO 9000. Особое значение в “ЮниТрансе” придают информационным технологиям.

Лучшим подтверждением эффективности управления является то, что объемы перевозок компании составляют примерно четверть всего объема международных перевозок МПС, а среди ее клиентов — крупнейшие металлургические комбинаты страны, группа “Русский Алюминий”, компании “Кузбассразрезуголь”, “ВостокГазпром”, “Сибнефть” и другие известные предприятия.

Наверное, свою роль в успехе предприятия сыграло и то, что его учредители — иностранцы. Но справедливости ради заметим, что далеко не всем российским компаниям с иностранным капиталом это помогает, к тому же в “ЮниТрансе” нет ни одного иностранного менеджера.

Анатолий Чаленко считает, что прежде чем описывать бизнес, необходимо задать стандарты методологии описания

Анатолий Чаленко считает, что прежде чем описывать бизнес, необходимо задать стандарты методологии описания

Департамент информационных технологий компании состоит из отдела развития технологий и отдела автоматизации и информационной безопасности. Оба отдела подчиняются вице-президенту по информационным технологиям Анатолию Чаленко, с которым мы без перерыва проговорили почти два часа.

“Руководство “ЮниТранса” убеждено, что наша конкурентоспособность зависит от успешного внедрения информационных технологий. Но внедрять их бессмысленно, не сделав корректного описания бизнес-процессов. Процесс внедрения — это не просто автоматизация деятельности организации, а построение оптимальных бизнес-процессов“, — заявил господин Чаленко.

Описанием и оптимизацией бизнеса в “ЮниТрансе” занимается отдел развития технологий. Сейчас в нем работает три системных аналитика. У каждого из них есть доступ к инструментальной среде описания и анализа бизнес-процессов ARIS, разработанной немецкой компании IDS Scheer AG.

Главная задача отдела — построение единой комплексной модели компании. В “Положении по комплексному моделированию компании” использованию модели посвящен целый раздел. Заметим лишь, что основная область ее применения — это поддержание в актуальном состоянии всех бизнес-процессов и регламентирующих деятельность компании документов.

В случае изменения модели система ARIS автоматически выдает новые варианты регламентирующих документов. Кроме того, модель используется для оптимизации существующих бизнес-процессов, для формирования технических требований к доработке имеющейся информационной системы (в “ЮниТрансе” применяют специализированную информационно-расчетную систему “Перевозки”, разработанную компанией “Лестэр”) и для внедрения будущих систем (к примеру, в ближайшее время начнется внедрение системы управления документами и CRM-системы).

А начиналось все осенью 1999 г., Анатолий Чаленко самостоятельно прописал все бизнес-процессы в BPwin. Через полгода уже около 40% бизнес-процессов претерпело изменения, а поддерживать их актуальность в этой системе было сложно. Поэтому было решено выбрать более мощное средство.

Так, в июне 2000 г. в компании появился ARIS и ряд специалистов “ЮниТранса” прошли курс обучения в фирме “Весть-Метатехнология” по методологии и инструментарию ARIS, а также по подготовке и проведению проектов по моделированию и анализу деятельности предприятий с помощью этого средства. “В отличие от множества других средств анализа и проектирования, -- комментирует г-н Чаленк, -- ARIS обеспечивает комплексный подход к исследованию деятельности предприятия и используемым им технологиям, а также позволяет работать с моделями нескольких типов.

Функциональная модель выявляет структуру операций в контексте достижения целей. Информационная модель позволяет описать используемые информационные системы или спроектировать будущую систему. Модели данных позволяют структурировать информацию и документы. Модели знаний отображают структуру знаний.

Вертикальные и горизонтальные отношения между подразделениями, а также персонал предприятия в привязке к штатному расписанию описывают в организационной модели. А управленческая модель интегрирует первые пять моделей и представляет комплексный взгляд на деятельность предприятия”.

На сегодняшний день в ARIS прописано около 60% бизнеса компании. Комплексная модель декомпозируется до уровня департаментов, отделов и должностей.

При необходимости используется декомпозиция до уровня элементарных операций и ролей отдельных сотрудников в определенных бизнес-процессах. (Кстати, для уверенности в правильности совершаемых действий, сотрудники “ЮниТранса” отдали свои методологические решения на аудит консультантам “Весть-Метатехнологии” и по его завершении внесли предложенные ими корректировки. Ценными оказались и их рекомендации по дальнейшему развитию подхода к моделированию).

Анатолий Чаленко несколько недоволен сегодняшними темпами работы, но тому есть объективные причины. Отдел развития технологий одновременно участвует примерно в десяти проектах.

Так, например, сотрудники этого отдела проводили анализ существующих на рынке систем управления документами, принимают участие в подготовке сертификации на ISO и разработке технических требований к CRM-системе, разрабатывают документацию для вновь открывающихся представительств и дочерних компаний, участвуют в проекте по разработке портала фирмы и т. д.

Пока ради экономии времени в “ЮниТрансе” отказались от проведения временного и стоимостного анализа бизнес-процессов, но все необходимые для этого входные данные заносятся в систему и по окончании построения единой комплексной модели к этому планируют вернуться.

Для тех, кому это понравилось

Главная опасность систем, подобных ARIS, по мнению Анатолия Чаленко, заключается в том, что “неправильные структура проекта и методология создания комплексной модели могут привести к хаосу.

Дело в том, что в ARIS очень быстро можно создать от нескольких десятков до нескольких сотен моделей, и если их не структурировать, то ориентироваться в этом многообразии будет очень сложно. Поэтому, прежде чем делать комплексную модель предприятия, необходимо выработать стандарты проектирования и структуры проекта, начиная с создания модели, согласования, рецензирования, утверждения и заканчивая сроком действия этой модели.

У нас эти стандарты заданы в “Положении по комплексному моделированию компании”. Это — своеобразное руководство как для пользователей (чтобы они ориентировались в структуре модели), так и для разработчиков (чтобы они пользовались едиными стандартами).

Надо также обучить сотрудников применять эти модели. Мы имеем ARIS Web Publisher, с помощью которого раз в неделю обновленная комплексная модель выкладывается в интранет. Выпущено руководство по чтению этой модели для сотрудников, где описаны все объекты, которые мы использовали.

Для того чтобы сотрудники были заинтересованы в изучении модели, а также привносили в нее свои идеи, у нас разрабатывается соответствующая система мотивации“.

Ну и о цене. Компания “ЮниТранс” владеет одной лицензией ARIS Toolset и одной ARIS Web Publisher, а также тремя лицензиями ARIS Easy Design. Подробное описание функциональных возможностей компонентов системы ARIS можно найти на сайте компании “ВестьМетаТехнология”. Мы скажем лишь, что рабочее место Toolset обладает большими функциональными возможностями, чем Easy Design.

Стоимость программного обеспечения, закупленного “ЮниТранс”, составила около 32 тыс. долл. В ближайшее время в компании появится директор по качеству. Среди его основных задач — проведение периодического аудита используемых моделей на соответствие реальным бизнес-процессам. Для этих целей планируется приобрести еще одну лицензию ARIS Easy Design.

Обсуждение и комментарии

Andrei - andreipoffice.bcltele.com
25 Apr 2001 10:36 AM
Очень полезная статья - те, кто пытался сделать что-то подобное "с нуля", меня поймут.
Отдельное спасибо Анатолию Чаленко: умный человек открыто поделился информацией, что, к сожалению, случается не так часто.
Печатайте такие вещи чаще!
 

Andriy Dydnik - dydnikhotmail.com
25 Apr 2001 11:01 AM
Весьма показательная статья. Полностью согласен с пожеланием г-на Andrei - мало подобного материала.
 

Igor - iferencmail.ru
25 Apr 2001 11:02 AM
Статья конечно хорошая, но вот немного попахивает рекламой ARISа. А в нем не все так гладко как кажется, в первую очередь это касается невозможности динамического моделирования, да и сама структура слишком примитивна чтобы стоить таких диких денег. Visio 2000 обладает более гибким функционалом, ARIS превосходит его только за счет узкой специализации. По моему тут такая же ситуация как с MS Windows, плохо, но пока лучшего никто не придумал. Или может я ошибаюсь?
 

Игорь - riv32altavista.net
26 Apr 2001 4:09 PM
Присоединяюсь к общему мнению - стать очень интересна! Но... А на сколько увеличился доход компании после внедрения такой системы? То что Анатолию Чаленко умный парень не вызывает никаких сомнений, это надо уметь - выдавить с руководства такие деньги. Только бизнес компании оценивается несколько иными параметрами.
 

Александр Думенко - agdumenkotnk.kiev.ua
3 May 2001 1:02 PM
Не согласен с коллегой, который высказывается за Visio2000. Визио не позволяет проверять синтаксис диаграмм, синхронизировать, например, выстроенные бизнес-процессы и состав участников, регламентирующих документов и т.п. Кстати, а что Вы имели ввиду, говоря о динамическом моделировании в Визио?
С другой стороны, цены просто несопоставимы; как говорится - дешево и сердито. Уж Визио из руководства всякий "выдавит". Для редко меняющихся процессов - идеальный выбор. Плюс картинки полезные в офисе можно рисовать - типа сетевых, или информационных, или орг-штатных структур, или просто "план эвакуации" ...
 

Andrey Egorov - egorov.andreypmintl.ch
8 May 2001 3:25 PM
И чем же занимается "ЮниТранс"? Грузоперевозками или моделированием? Где реальные benefits от бесконечного процесса моделирования? Коллеги, давайте будем откровенны. Не является ли это примером проекта ради проекта? Этот проект принес прибыль компании? Моделирование и реорганизация бизнесс-процессов - очень интересная работа. Но руководство интересуют только деньги! Я сам занимаюсь аналогичной задачей в компании с иностранным капиталом и на собственном опыте знаю, насколько сложно получить реальную прибыль от внедрения такого рода проектов. Может хватит петь дифирамбы тому или иному софту и поделимся друг с другом опытом, как с помощью этого софта принести выгоду бизнессу?
 

Андрей Соловьёв - solovyov_andreymail.ru
10 May 2001 9:21 PM
Цитата из статьи: " Процесс внедрения — это не просто автоматизация деятельности организации, а построение оптимальных бизнес-процессов",
— заявил господин Чаленко."
К сожалению, точных критериев для построения таких оптимальных процессов часто не удаётся найти или за них принимаются ошибочные. Мы работаем в динамически изменяющейся среде с большой размерность, где критерии оптимальности быстро меняются. В результате мы стремимся
к достижению цели, которая уже "переместилась в другое место", а мы об этом ещё не знаем. Мы в первую очередь уделяем внимание построению устойчивых систем управления. Для этого используем отечественный софт (а западному софту до него очень далеко).
Цитата из статьи: "Западный подход к управлению —
вот что характеризует деятельность экспедиторской компании "ЮниТранс". Если сравнить работу на западном рынке и на нашем, то и "ежу"
ясно, что западные стандарты у нас не работают. Пусть сделают законодательство как у них, откроют границы, таможня и т.д., тогда и наши транспортные компании будут работать по западным
стандартам. Это, кстати, одна из причин, почему нет полностью внедрённых проектов ERP (MRP,DRP) систем.
 

 

← март 2001 18  19  20  23  24  25  26  27  28 май 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!