Все новости от 6 февраля 2001 г. Р Е К О М Е Н Д А Ц И И парламентских слушаний на тему: "О государственной политике в области развития информационных технологий"
(Одобрены решением Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 22 января 2001 г., протокол № 22/2-1,2)
Рассмотрев проблемы государственной политики в области информационных технологий, участники парламентских слушаний отмечают, что уровень их развития во все возрастающей мере определяет место страны в международном сообществе, обеспечивает конкурентоспособность экономики, позволяет создать новые рабочие места, повысить качество жизни населения, является одним из важнейших факторов национальной безопасности. Сами информационные технологии сегодня являются одним из наиболее динамично развивающихся и прибыльных секторов мировой экономики.
Несмотря на последствия финансового кризиса (1998 г.), рынок информационно-телекоммуникационных услуг и технологий в целом сохранил высокие темпы роста.
В 2000 г. в России наблюдаются возрастающие темпы обновления действующих ЭВМ, увеличивается число семей, пользующихся домашними компьютерами, особенно в городах.
Развивается российский сектор Интернета, в котором в настоящее время создаются и развиваются все основные виды услуг, существующие в мире.
Вместе с тем по масштабам использования средств вычислительной техники и информационных технологий Россия, несмотря на наличие все еще значительного научно-технического потенциала, отстает от передовых промышленно развитых государств. До настоящего времени в стране почти отсутствует национальное производство компьютерной техники, систем и оборудования.
Применительно к информационным технологиям не обеспечивается гибкая налоговая, таможенная политика, необходимая для стимулирования производства информационной продукции и услуг отечественными производителями.
Серьезную обеспокоенность вызывают слабые позиции российских производителей вычислительной техники, телекоммуникационных систем на внутреннем и внешнем рынках. Сказывается как прошлая технологическая отсталость в данной отрасли, так и острые проблемы ее развития в новых условиях, отсутствие должной государственной политики и поддержки.
Не предотвращается постоянная утечка научно-производственных кадров. Не решены в должной мере все необходимые вопросы защиты национальных информационных интересов и ресурсов от несанкционированного доступа.
Считая основными задачами государственной политики в области развития информационных технологий в Российской Федерации:
-- оказание государственной поддержки отечественным производителям и разработчикам информационных систем, технологий и средств вычислительной и телекоммуникационной техники;
-- создание условий для комплексного развития отраслей, производящих средства вычислительной и телекоммуникационных техники (в области налогообложения, таможенной, финансовой политики), позволяющих обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, ПО, выход на зарубежные рынки;
-- обеспечение вхождения России в мировое информационное сообщество на равноправных и взаимовыгодных условиях, с учетом интересов отечественных производителей;
-- развитие кадрового потенциала разработчиков информационных технологий;
-- совершенствование системы поставки продукции для государственных нужд, включая организацию конкурсов на закупку техники, разработку общих требований к средствам вычислительной техники и программному обеспечению, поставляемых для комплектации государственных информационных систем и сетей;
-- развитие работ в области стандартизации и сертификации средств информационных технологий;
-- скорейшую реализацию первоочередных мероприятий Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в части развития информационных технологий;
-- развитие законодательства в области информатизации, в том числе законодательное обеспечение добросовестной конкуренции на рынке информационных технологий, защиты интеллектуальной собственности, участники парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации
1. Разработать и утвердить Государственную программу развития информатизации и информационных технологий в Российской Федерации на период до 2010 года, предусматривающую:
-- государственную поддержку развития новых информационных технологий в едином информационно-телекоммуникационном пространстве страны;
-- развитие региональных информационно-телекоммуникационных инфраструктур, обеспечивающих эффективное информационное взаимодействие между различными уровнями государственного управления и населением;
-- государственную поддержку, направленную на внедрение новых информационных технологий в сфере образования и культуры, здравоохранения и социального обеспечения, труда и занятости;
-- широкомасштабное привлечение отечественных и иностранных инвестиций на рынок новых информационных технологий;
-- расширение применения информационных технологий в сфере управления, производства, торговли;
-- развитие международного сотрудничества в области применения новых информационных технологий, развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
-- подготовку специалистов в области использования новых информационных и информационно-аналитических технологий;
-- устранение компьютерного пиратства и использования нелицензионного программного обеспечения в информационных системах органов государственного управления.
2. В целях формирования устойчивого и полноценного рынка наукоемкой продукции и информационных технологий рассмотреть возможность введения гибкой системы налоговых льгот и таможенных пошлин на экспортно-импортные операции с комплектующими изделиями и программными средствами вычислительной техники.
3. Обеспечить реализацию мер, содержащихся в утвержденной Президентом Российской Федерации Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и направленных на защиту конституционных прав граждан на доступ к информации, охрану личной и коммерческой тайны, интеллектуальной собственности, а также на развитие информационных технологий.
4. В целях развития взаимовыгодного сотрудничества рассмотреть возможности заключения международных соглашений с правительствами стран, нуждающихся в помощи специалистов по информационным технологиям.
5. Предусмотреть меры по совершенствованию системы образования, включая введение в образовательные программы подготовку специалистов новых специальностей в области информационных технологий в соответствии с современными требованиями.
6. В целях закрепления научно-производственных кадров рассмотреть вопрос о государственной поддержке системы оффшорного программирования, создании специализированных международных центров и лабораторий в этой области.
7. Ускорить представление в Государственную Думу проектов федеральных законов, регулирующих вопросы: обеспечения единства российского информационного пространства и его совместимости с международным информационным пространством; развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны и вхождения ее в мировое информационное сообщество; поддержки отечественных производителей новых информационных технологий и информационных услуг; коммерческой тайны, персональной информации; электронной цифровой подписи; обеспечения доступа граждан к государственным информационным ресурсам; охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; информационной безопасности при использовании глобальных информационных сетей.
8. Рассмотреть вопрос об образовании венчурного фонда развития информационных технологий в науке и образовании с долевым участием государства.
9. Предусматривать ежегодно, начиная с 2002 г., в составе федерального бюджета средства на развитие информационных технологий в органах государственного управления.
10. Предусмотреть меры по совершенствованию системы статистической информации, отражающей состояние развития отечественной сети Интернет, телекоммуникаций и производства электронной продукции.
11. Рассмотреть вопрос о совершенствовании системы поставки продукции для государственных нужд, включая проведение конкурсов на закупку техники, разработку общих требований к средствам вычислительной техники и программному обеспечению, поставляемых для комплектации государственных информационных систем и сетей.
12. Стимулировать проведение работ по стандартизации и сертификации систем управления качеством информационных технологий, включая работы по гармонизации отечественных стандартов с международными требованиями.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Осуществить меры, направленные на повышение открытости законодательного процесса посредством использования возможностей сети Интернет по законопроектам, касающимся информатизации и информационных технологий.
2. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям направить рекомендации настоящих парламентских слушаний, принятые их участниками, в адрес Правительства Российской Федерации и Совет Безопасности Российской Федерации.
Редакция PC-Week/RE попросила прокомментировать публикуемые Рекомендации парламентских слушаний по информационным технологиям председательствовавшего на этих слушаниях депутата Госдумы, бывшего секретаря Совета Безопасности РФ Андрея Кокошина, возглавляющего думский Экспертный совет по информационным технологиям.
А. А. Кокошин: Одна из важнейших задач для всех нас - обеспечить сдвиг в общественном сознании в отношении информационных технологий, в том числе в сознании отечественных менеджеров, предпринимателей, руководителей министерств и ведомств. Мы будем всемерно добиваться и формирования по-настоящему дееспособной государственной политики в этой области, соответствующей условиям и требованиям современной рыночной экономики.
Данные слушания - это один из первых шагов по консолидации информационного сообщества, прежде всего его ядра, образованного рядом высокопрофессиональных фирм, действующих в этой области, и ученых, исследовательских институтов, деятелей образования.
На ближайших заседаниях Экспертного совета по информационным технологиям предполагается рассмотреть вопросы подготовки кадров программистов в России, которая обеспечила бы России конкурентные преимущества в этой сфере. Как председатель Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), я планирую поставить эти вопросы на повестку дня в этой все более влиятельной организации.
Предполагается также более детально обсудить тему повышения качества производимых в России программных продуктов, в том числе с использованием современных международных стандартов управления качеством. Эта тема весьма неоднозначно воспринимается российским деловым сообществом, которое выражает обоснованные сомнения в том, не приведет ли это к усилению бюрократии.
В то же время признается, что и в странах с наиболее быстрым ростом промышленности и сферы слуг, связанной с информационными технологиями, государство играет немаловажную роль. При этом его роль уравновешивается объединениями бизнеса, ученых, университетов, которые ведут активный диалог с государством, часто беря на себя инициативу, так что нам здесь еще предстоит найти оптимум.
В России пока такие объединения почти отсутствуют, хотя зачатки объединительных тенденций уже проявляются, например, в лице региональных объединений "софтовиков" в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
|
|
| Иван - avidrimland81.nsu.ru 10 Feb 2001 9:09 AM |
Такие обсуждения вызывают интерес, особенно на фоне появления "Белой книги ИТ технологий". В этих рекомендациях ярко выраженна направленность на создание аутсорсинга, что предполагает снижение импортно экспортных пошлин и многие другие меры по привлечению компаний к работе на экспорт. Но также рассматриваются вопросы развития российского рынка ИТ, развитие которого возможно только при развитии производства собственных продуктов, а это скорее отдельная задача, работа над которой должна требовать в основном развитие инвестиционной привлекательности компаний работающих над разработкой программных продуктов, а не просто стимулирование привлечения инвестиций в отрасль где производство продукта строится на низких затратах. Более того сегодня особой ценностью обладает конечный продукт, а не его часть. Поэтому вызывает сомнение необходимость развития ИТ отрасли и производства программных продуктов, ориентированного на аутсорсинг (близкий к офшорному программированию) как стратегию развития отрасли в новом веке. |
|
|