На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2001-2-2 на главную / новости от 2001-2-2
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 2 февраля 2001 г.

Сто восемьдесят два в одном


Ивлев В. А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М., "Научтехлитиздат", 2000.

Увидев обложку книги, я немного удивился тому количеству специализированных терминов, которые расположены в ее нижней части, и судорожно начал листать книгу с конца. Список литературы превзошел мои самые смелые ожидания! В нем было 182 ссылки! И хотя это был список рекомендуемой литературы, всю ее "авторы использовали в своей работе", ну и, конечно, "рекомендуют прочитать всем, кто хочет глубоко и осознанно освоить данную область знаний".

Мне сразу стало понятно, почему так много у нас неудачных проектов, связанных с реорганизацией деятельности компании. Если прикинуть, сколько уйдет времени на то, чтобы освоить данную область, то становится ясно, почему людей требующейся квалификации, мягко говоря, не хватает.

Собственно, эта мысль читается между строк и у авторов, которые рекомендуют заниматься подобными проектами вместе с консультантами (коими сами, кстати сказать, являются). Наверное, поэтому не мало места в первой главе, посвященной основам реорганизации деятельности предприятий, уделено консалтингу вообще и рекламе услуг консалтинговой компании "ВИП Анатех", которую авторы и представляют.

По мере чтения понимаешь, как сложно было уместить такое количество знаний в одном издании. Многое дается в конспективной форме. Это затрудняет чтение, но книга, похоже, нацелена на "продвинутых" специалистов и опытных менеджеров, по роду деятельности занимающихся реорганизацией.

Итак, нам предлагается отказаться от структурного подхода в пользу процессного (или, лучше сказать, обратить внимание на преимущества последнего), при котором во главу угла ставят бизнес-процесс. А бизнес-процессы, как сказано в книге, бывают разные.

Выделяют четыре базовые категории: основные и обеспечивающие бизнес-процессы, а также бизнес-процессы развития и управления. Данный подход, в частности, позволяет разложить накладные расходы промышленного предприятия по выпускаемому продукту.

В книге на конкретном примере показано, что результаты расчета себестоимости продукции традиционным способом и с помощью функционально-стоимостного анализа (с применением процессного подхода) могут сильно различаться.

Вообще представляется, что с помощью бизнес-процессов можно описать любую деятельность. Немаловажно, что бизнес-процессы поддаются оценке. Только один пример. Руководители-практики знают, что такое иметь нерадивых подчиненных с фиксированным окладом.

Вроде бы ничего не делают, а упрекнуть их в плохой работе нельзя, потому что их деятельность не "завязана" на конкретный результат. Пропишите бизнес-процесс, создайте систему показателей оценки его эффективности, и можно "вправлять мозги" подчиненным! Пример такой системы показателей в книге есть.

Стоит заметить, что кроме реорганизации или организации бизнес-процессов предприятия авторы уделяют серьезное внимание автоматизации, в частности разработке корпоративной информационной системы.

Это и понятно, ведь толку от бумажных документов, описывающих деятельность компании, хоть и с применением процессного подхода, все-таки мало. А последняя треть книги будет особенно интересна IT-специалистам - она полностью посвящена инструментальной среде ARIS, разработанной компанией IDS Scheer AG. Как сказано в книге, версия 5.0 поддерживает 130 типов моделей и методов для описания, анализа и оценки бизнес-деятельности предприятия, создания и внедрения корпоративной информационной системы.

Надо заметить, что, читая книгу, я постоянно чувствовал, что мне не хватает чего-то из тех 182 пунктов списка рекомендованной литературы (правда, понять, чего именно, сложно, так как в тексте ссылок на этот список нет).

Кроме того, периодическое упоминание авторов об оказываемых их компанией услугах вообще наталкивает на мысль о том, что, может быть, не стоит мучиться, а следует сразу обратиться к специалистам.

Кстати, номер телефона компании "ВИП Анатех" указан практически на каждой странице.

Обсуждение и комментарии

Antonina Akimova
12 Feb 2001 9:52 PM
Книги, к сожалению, не видела. Но хочется ответить на саму рецензию.
Автору удалось довольно сильно пройтись по авторам Самореклама и т.д. В нашей стране за совет не платят. И что же остаётся делать консультанту?.
К сожалению, этот "мотив" занял большее место, чем того заслуживал.
Не разделяю оптимизма автора по поводу процессного подхода. Любой однобокий подход: структурный, алгоритмический, объектный процессный (их было много, а дальше ещё больше) на практике не даст 100% гарантированного результата, Часть предприятий выживет и будет развиваться, а другая потонет под грузом новых методов. Для ERP\MRP систем, после крупного реинжиниринга предприятий проваливается ~70% проектов.
Роль консультанта очень велика. Той информации, которую читатель "получит" из книги, часто недостаточно для того, чтобы внедрить метод. Дело даже не в конспективном изложении.
ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ НУЖНЫ КОНСУЛЬТАНТЫ. Кроме "однобокого метода" у них (благодаря опыту) есть ещё и интуиция, "нюх" и т.д.
Чтобы проект не провалился мы сделали программу для сопровождения ERP проекта. И всё стало нормально. НО БЕЗ КОНСУЛЬТАНТА не смогли бы.
 

 

← январь 2001 1  2  5  6  7  8  9  12  13 март 2001 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!