На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-12-25 на главную / новости от 2003-12-25
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 25 декабря 2003 г.

Будущий хит сотовой связи

Число абонентов сотовой связи в России продолжает бурно расти. За 12 месяцев (с 30 ноября 2002 г. по 30 ноября 2003 г.) оно увеличилось более чем вдвое — с 16,3 млн. человек до 33,52 млн. По итогам 2003 г. в целом рост скорее всего также будет двукратным. Следует подчеркнуть, что удвоение абонентской базы сотовых операторов в России наблюдается второй год подряд. И особо надо отметить, что если в 2002 г. абсолютная величина прироста составила 9,7 млн. абонентов, то в 2003 г. это будет уже более 16 млн.

Немаловажным фактором интенсивного развития сотовой связи в России является прогрессивное снижение цен на услуги сотовой связи. По состоянию на конец ноября 2003 г. средний доход в расчете на одного абонента в месяц (ARPU) равен у ведущих операторов страны 12—20 долл., (снижение за год 25—30%). Такая тенденция, конечно, приятна для абонентов, что, собственно, наряду со снижением цен на сотовые телефоны и создает условия для возрастающего спроса на услуги сотовой связи в стране.

Однако операторы сотовой связи — коммерческие предприятия, и в силу этого обстоятельства не могут безоглядно снижать цены ради борьбы за абонента — они должны обеспечивать получение прибыли.

Чтобы совместить эти два важнейших условия роста — ценовую привлекательность для потребителя и достаточную прибыль для компании, сотовые операторы вынуждены постоянно работать над снижением издержек как при строительстве и эксплуатации сетей, так и при работе с имеющимися и потенциальными абонентами. Последнее направление оптимизации бизнеса — это один из важнейших резервов для снижения цен на услуги и, значит, для повышения конкурентоспособности оператора.

Например, уменьшение средних затрат на привлечение одного нового абонента (SAC) примерно на 30%, которое наблюдается у ведущих российских сотовых операторов по состоянию на конец ноября 2003 г. по сравнению с тем же периодом годом ранее, означает снижение операционных затрат для крупного оператора масштаба МТС или “ВымпелКома” почти на 100 млн. долл. в год.

Один из главных ресурсов удешевления работ по привлечению новых клиентов — широкое применение тарифных планов с предоплатой (pre-paid-тарифов) которые к тому же, менее затратны при обслуживании уже имеющихся абонентов. Однако значение pre-paid-тарифов не только в их экономической эффективности для оператора, но и в чрезвычайном удобстве для абонентов. Действительно, для пользователей этих тарифных планов максимально упрощены такие элементы сервисного процесса, как контроль за состоянием счета, планирование расходов на связь, пополнение средств на счете.

Можно с уверенностью констатировать, что для сотовых операторов pre-paid- тарифы имеют стратегическое значение — и как средство завоевания массового рынка, и как средство удержания и расширения занятого рыночного плацдарма. Подтверждением этого может служить опыт ведущих российских операторов — “ВымпелКома” (торговая марка “Би Лайн”) и МТС.

“ВымпелКом”, который вышел на рынок связи в стандарте GSM значительно позднее своих конкурентов, сумел к настоящему времени стать лидером по числу абонентов в Московском регионе. А успехи компании в других регионах России и вовсе впечатляют: только за 2003 г. число региональных абонентов компании выросло более чем вдвое до 10,5 млн. — второй показатель после МТС, хотя активное развитие GSM сетей “Би Лайна” в регионах началось на несколько лет позднее.

При этом с самого начала своей работы “ВымпелКом” сделал ставку на преимущественное использование pre-paid-тарифов семейства “Би+”. В структуре абонентской базы “ВымпелКома” всегда преобладали абоненты pre-paid, и сейчас их доля составляет не менее 80%.

Очень показательна также история внедрения компанией МТС своих pre-paid-тарифов семейства “Джинс” в Московском регионе. Это — чистый эксперимент, на практике демонстрирующий значение предоплаченных сервисов, так как в Московском регионе можно проследить прирост абонентский базы компании, обусловленный исключительно влиянием тарифных и сервисных факторов, без какого-либо вклада других обстоятельств в виде, например, запуска новых сетей или приобретения действующих.

МТС вывел на рынок семейство тарифов “Джинс” чуть более года назад — в ноябре 2002 г. До этого компания применяла исключительно контрактные тарифные планы — кредитные и post-paid, т. е., с оплатой по фактическому объему услуг после их оказания. За прошедшие с ноября 2002-го по ноябрь 2003 г. 12 месяцев абонентская база МТС в Московском регионе увеличилась на 1,9 млн. пользователей.

В то же время число абонентов “Джинс” в этом регионе по состоянию на 30 ноября 2003 г. было равно 2,4 млн. Таким образом, весь прирост абонентской базы МТС укладывается в число приобретенных за этот период абонентов “Джинс”. Что еще более показательно — количество pre-paid-абонентов МТС в Московском регионе даже несколько больше прироста абонентов компании за те 12 месяцев, в течение которых “Джинс” присутствует на рынке. Это наилучшим образом иллюстрирует значение pre-paid-тарифов для удержания рыночной доли компании по числу абонентов.

Операторы сотовой связи прекрасно понимают значение предоплаченных видов сервиса. И они тщательно следят за тем, чтобы их тарифы были в каждый момент времени более привлекательными для потребителей, чем у основных конкурентов. Именно вследствие этого можно было наблюдать, как на каждый шаг одной из компаний по совершенствованию ее pre-paid-тарифов незамедлительно следовал ответ конкурента.

А в результате в течение 2002—2003 гг. в Московском регионе наблюдалось не только снижение цен предоплаченных сервисов, но и появление на рынке таких ранее невиданных предложений, как бесплатные внутрисетевые звонки, а затем и бесплатные входящие звонки с телефонов всех сотовых операторов региона.

Можно не сомневаться, что соревнование ведущих операторовв сегменте pre-paid тарифов продолжится и в 2004 г. Особенно острым оно будет именно в Московском регионе, где рынок приближается к уровню насыщения: уже сейчас проникновение сотовой связи здесь превышает 65%, а к исходу 2004-го вполне может достигнуть 75%.

Не исключено, что в нынешнем году ведущие сотовые операторы именно в данном регионе предложат некое “ударное” решение для своего основного конкурентного средства — предоплаченных сервисов. Исходя из того, как именно развивались в последнее время эти тарифы, весьма вероятно, что хитом 2004 г. станет pre-paid-тариф, предусматривающий полное отсутствие оплаты за входящие звонки со всех видов телефонов — и мобильных, и стационарных, работающих в сетях общего пользования.

Сейчас, разумеется, сложно прогнозировать конкретную дату появления подобного тарифа, а также его конструкцию. Это будет в значительной мере зависеть и от рыночной ситуации, и от таких факторов, как, например, порядок взаиморасчетов между операторами, который должен быть установлен в 2004 г. со вступлением в силу новой редакции закона “О связи”.

В любом случае подобный ход со стороны сотовых операторов очень вероятен и будет означать появление новых перспектив для наращивания абонентской базы компаний и развития их бизнеса.

 

← ноябрь 2003 19  22  23  24  25  26  28  29  30 январь 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!