На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-12-2 на главную / новости от 2003-12-2
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 2 декабря 2003 г.

Битва ИТ-гигантов -- дань новой софтверной эре

От редакции. Как мы уже не раз писали, крупнейшие софтверные компании мира начали битву за платформы для приложений. Тенденции и конфликты в этой сфере описывает немецкий ученый, один из основателей современной теории бизнес-процессов, автор методологии ARIS Август-Вильгельм Шеер.

Основанная им консалтинговая и софтверная компания IDS Scheer занимает лидирующие позиции в области управления бизнес-процессами.

Новые технологии и стандарты принесли ветер перемен на рынок информационных технологий. Кто проиграет, кто победит? Наблюдаемая технологическая волна вызовет изменение парадигмы информационных технологий и очередные столкновения на рынке бизнес-приложений.

Оглянемся назад. До 80-х годов прошлого века на рынке ИТ доминировали поставщики аппаратных средств. Такие компании, как IBM и DEC в США, Siemens-Nixdorf в Германии и Bull во Франции, использовали свои аппаратные средства для установления тесных связей с клиентами.

После покупки аппаратных средств у какого-либо из этих поставщиков клиенты считали практически невозможным переключиться на работу с другим вендором из-за несовместимости аппаратных платформ и системного ПО.

В результате софтверным компаниям приходилось выбирать, на каких именно аппаратно-программных платформах будут работать их решения.

Эти ограничения приводили к соответствующим ограничениям целевых рынков, на которые хотели выйти эти компании.

Появление в 90-х годах так называемых "нейтральных" (межплатформных) стандартов для операционных систем, баз данных и сетей позволило софтверным компаниям распространить свое влияние на более широкие рынки. Их приложения теперь могли работать на любых аппаратных платформах. В роли лидеров здесь выступили Microsoft, Oracle и SAP.

Аппаратные средства постепенно утратили свою значимость и стали продаваться только за их реальную стоимость. Из-за усложнения приложений оказалось недостаточно предлагать клиентам аппаратные средства и работающее на них ПО.

Клиентам потребовалась интеграция всех используемых ими приложений. Как правило, эта задача была весьма сложной, и пользователи не могли решить ее самостоятельно.

Так возникла необходимость в привлечении к работе внешних консультантов и сформировался рынок сопутствующих консультационных услуг.

Некоторые ИТ-компании, специализирующиеся в основном на аппаратных средствах или приложениях, вовремя уловили эту тенденцию и занялись новым консалтинговым бизнесом.

Например, IBM с персоналом в 300 000 человек, начинавшая свою деятельность как поставщик аппаратных средств, стала крупнейшим в мире поставщиком ИТ-услуг.

Если новые технологии, в частности компонентная архитектура и Web-сервисы, в будущем облегчат комбинирование приложений от различных поставщиков, может сложиться ситуация, похожая на стандартизацию аппаратных средств.

Интегрируя различные компоненты, пользователи смогут получить оптимальное для себя программное решение.

Но компонентные архитектуры не стали доминирующими на рынке (хотя это предрекали уже около 10 лет назад) по той причине, что такой подход требовал от пользователя серьезной интеграционной работы.

Ее можно было избежать, выбрав законченное и заранее сконфигурированное решение одного поставщика, даже если его отдельные части и не подходили на все 100%.

Однако сегодня ситуация меняется. Новые средства, такие, как системы класса workflow, стандарты обмена данными, используемые в Интернет-приложениях (так называемых Web-сервисах) и инструментах интегрирования приложений (Enterprise Application Integration, EAI), существенно облегчили интеграцию компонентов.

Более того, эти новые технологии необходимы не только для комбинирования компонентов приложений различных поставщиков. Крупные приложения масштаба предприятия стали настолько сложными, что их поставщики

воспользовались предлагаемыми технологиямии для объединения собственных компонентов. Поэтому вскоре ожидается появление новой технологической волны.

Для достижения такой интеграции необходимы не только современные инструменты, но и глубокие знания о содержании процессов. Бизнес-процессы -- основа интеграции -- абсолютно точно описывают необходимое взаимодействие между компонентами приложений и, таким образом, выступают в роли концептуального проекта для сборки и интеграции компонентов.

Это вызывает изменение парадигмы информационных технологий: теперь их ценность будет измеряться не технологическим совершенством, а качеством бизнес-процессов. На смену эпохе аппаратных, программных и сетевых средств идет эпоха управления процессами.

В этой ситуации тот, кто определяет платформы для разрабатываемых приложений, будет определять и часть их архитектуры. Неудивительно, что основные софтверные компании, такие, как Microsoft и SAP, вступают в борьбу за рынок будущего.

Благодаря тесной связи с технологиями поставщики аппаратных средств, например IBM и Sun, тоже считают, что у них хорошие шансы победить. Крупнейшие ИТ-компании мира уже не говорят о доминировании какой-либо одной платформы. В общем, ИТ-рынок ждут интересные времена.

Такой поворот событий заставляет пользователей принимать целый ряд стратегических решений. Достаточно ли работать только на одной платформе? Не лучше ли использовать несколько платформ, расширив спектр используемых приложений? Какую из платформ выбрать? Софтверные компании тоже должны определиться, для каких платформ они будут выпускать свои приложения.

Поставщики решений класса ERP хорошо подготовлены к борьбе за свою долю рынка, так как их приложения уже сейчас поддерживают заложенные в них бизнес-процессы.

Доминирование компании SAP, например, объясняется тем, что с первых шагов своего развития она поняла, что различные функции, выполняемые на предприятии, взаимодействуют между собой через бизнес-процессы. А для их поддержки нужно использовать общую базу данных с общими определениями.

Это привело к необходимости применения интегрированного подхода, лежащего в основе построения системы R/3.

Но, как показала история развития рынка ERP-систем, он тоже не остается неизменным. Так, несколько лет назад разработчики приложений i2 и Siebel "атаковали" поставщиков ERP-систем, предложив свои решения для управления цепочками поставок -- Supply Chain Management (SCM) и отношениями с заказчиками -- Customer Relationship Management (CRM).

В этих областях им удалось отнять значительную долю рынка у SAP, которая однако сумела вернуть себе эту долю, улучшив свое положение на рынке благодаря заложенным в ее решениях возможностям интеграции внешних систем с бизнес-процессами бэк-офиса.

Объявленная в 2003 г. платформа SAP NetWeaver позволит компании расширить свой интеграционный подход, обеспечив взамодействие с другими распространенными платформами, принадлежащими Microsoft и IBM.

В то же время на рынке присутствуют основные поставщики информационных инфраструктур, такие, как IBM, способные управлять своими богатыми экспертными знаниями в области системной интеграции.

Они могут использовать обширное ноу-хау в области консалтинга и целого ряда продуктов для объединения информационных систем и формирования процессных цепочек. Тем не менее, несмотря на большие клиентские базы, такие компании пока не смогли задать единые стандарты в этой области.

Борьба за рынок малых и средних предприятий, недавно начатая Microsoft, -- это интересное движение; оно может привести к сильному упрощению информационных систем и бизнес-процессов.

Повсеместно используемые системы Microsoft Office обеспечивают корпорации монопольную позицию на мировом рынке, которая может служить стартовой площадкой для запуска ее решений в новых сегментах рынка.

Вместе с тем у SAP тоже есть прекрасные рыночные возможности благодаря ее экспертным знаниям в области бизнес-приложений и новым продуктам, предназначенным для малых и средних предприятий. (Замечу, что и компания IDS Scheer участвует в разработке архитектуры приложений для оптимальной поддержки бизнеса клиентов из числа малых и средних предприятий.)

Для успешного развития динамичного бизнеса компаниям необходимо научиться грамотно применять модели бизнес-процессов независимо от используемых технологических решений.

Подобным же образом для правильного конфигурирования новых софтверных платформ с их EAI- и workflow-компонентами нужно опираться на знания основополагающих бизнес-процессов.

Независимо от ответа на вопрос о победителях и побежденных, одно абсолютно ясно: ориентация информационных технологий на бизнес-процессы возрастает.

Разрешение на публикацию статьи предоставлено компанией "Логика бизнеса" -- эксклюзивным стратегическим партнером IDS Scheer.

 

← ноябрь 2003 1  2  3  4  5  8  9  10  11 январь 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!