На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-8-25 на главную / новости от 2003-8-25
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 25 августа 2003 г.

Россия: предложение

С тех пор как приобретение персональных компьютеров и программистского инструментария в России перестало быть проблемой (этак с конца 80-х -- начала 90-х), софт в России пишут на каждом углу, и зачастую очень достойного качества. Предлагают его потенциальному клиенту в трех основных видах:

Зарплаты и цены в outsourcing-проэктах

Зарплаты и цены в outsourcing-проэктах

"Кусочный" outsourcing. Главная проблема создателей российского софта, с нашей точки зрения, в индо-китайской конкуренции (см. таблицу), из данных которой видно, что российский кодировщик значительно дешевле американского, но все же существенно дороже индийского или китайского. Может быть, российский лучше? Скорее всего так и есть, однако в рамках "кусочного" проекта проявить свои исключительные "боевые" качества ему не удастся -- они просто не потребуются.

Кроме того, по мнению среднезападного обывателя, индийцы и китайцы гораздо организованнее русских. Да и где, собственно, шарашку-то создавать? В России -- пробьют любую защиту, перекачают софт к конкурентам, сопьются сами и споят охрану... В офшоре -- поди-ка выправи рабочие визы сотне-другой российских граждан, да этак на годик-другой, да с семьями...

Учитывая вышеуказанное, предлагаем считать "кусочный" outsourcing для России малоперспективным. Тем, кому в этой области что-то удалось, -- честь и хвала, однако массового успеха здесь, с нашей точки зрения, не ожидается.

Разработка систем "под ключ" -- гораздо более интересное направление. Вот уж тут есть где развернуться российскому таланту! Разработать мощную архитектуру, начинить систему элегантными решениями, суперновыми технологиями, в общем -- сделать конфетку, "сарацина в поле спешить".

На внутреннем российском рынке отечественных систем "под ключ" -- информационных, финансовых, управленческих -- внедрено изрядно (сотни, а то и тысячи). Хороших и, безусловно, более дешевых, чем западные аналоги. Таких, каких ни индийцы, ни китайцы не предлагают. Однако в Европе российских систем внедрено всего лишь десятки, а в Америке и того меньше. Что же так?

Нам кажется, что основная причина -- в почти генетическом недоверии Запада к России. Создание ПО "под ключ" -- история долгая. Как минимум год, чаще -- несколько лет клиент связан с фирмой-исполнителем очень тесно, во многом зависит от нее, рискует солидными деньгами... Побаивается Запад: а ну как у них там что-то опять случится. Управы-то на разработчика особой нет. В суд подать? Смешно...

Дополнительные причины слабого проникновения российских систем "под ключ" на Запад:

  • отсутствие общего языка. Общаться клиенту и разработчику нужно постоянно, а как общаться, если клиент не знает русского, а разработчик понимает английский с третьей попытки со словарем?

    (Лирическое отступление: не спешите обижаться, это не "наезд". Известно, что в последнее время все больше появляется российских разработчиков, изъясняющихся на иностранных языках, однако язык языку рознь. Тот английский, который вы изучали в школе, на государственных курсах или даже на английском отделении филфака, очень отдаленно напоминает язык, на котором сегодня общаются западные бизнесмены и компьютерщики. К тому же одно дело изъясняться, а другое -- писать серьезные документы, на основании которых потом выплачиваются -- или не выплачиваются -- большие деньги.);

  • нестыковка в манере общения. Если в России разработчик не отвечает на e-mail клиента пару дней, это может значить все что угодно: занят человек, или ответить нечего, или Интернет отключили. В Америке если разработчик не отвечает на электронное послание клиента в течение рабочего дня -- он скорее всего умер. А тут еще и разница во времени часов этак в восемь-девять;

  • проблемы с визитами. Американцам-то в Россию ездить несладко -- со всеми визовыми заморочками, а уж русским в Америку -- совсем сложно. В проекте "под ключ" это обстоятельство может угробить все дело;

  • нежелание заказывать системы "под ключ" вообще, в России или где бы то ни было (см. раздел "Запад: спрос").

По вышеизложенным причинам разработку систем "под ключ" мы расцениваем как направление умеренной перспективности. Во всяком случае до тех пор, пока не кончится экономический кризис на Западе и разработки на заказ снова не войдут в моду.

Продажа "коробочного" ПО кажется нам наиболее перспективным направлением проникновения российского софта на Запад. Излагаем причины:

  • в России разработано много хороших программных продуктов (ПП) -- есть из чего выбирать. Очень поверхностное изучение российского рынка программ (месяц в четыре руки по прессе и Интернету) выявило около сотни таких, которые по функциональности, надежности, быстродействию и прочим параметрам не уступают западным аналогам. Примеры: -- биллинговая система "Биллион" (компании "Профессиональные информационные технологии") -- выполняет все основные функции, предлагаемые лидерами западного биллинг-рынка, представленными на сайте компании Capterra, США; -- пакет обработки и анализа данных STATISTICA 5.5 российской StatSoft -- превосходит по функциональным возможностям весьма популярную на Западе систему SPSS Base 11.5 for Windows фирмы SPSS из США);

  • цены российских "коробочных" продуктов несравнимо ниже западных: -- система управления предприятием "ОЛИС Универсал" (ОЛИС) на 100 пользователей стоит от 24 до 69 тыс. долл., а за аналогичные этой системе модули Scala (Scala Business Solutions, Нидерланды) или SAP (SAP, Германия) на то же число пользователей придется выложить не менее полумиллиона долларов; -- система организации документооборота AutoManager WorkFlow (фирма CYCO, Нидерланды) на 20 пользователей обойдется примерно в 22 тыс. долл., а ее потенциальный конкурент DocsVision 2.0 для тех же 20 пользователей (Digital Design, Россия) стоит около 5000 долл.;

  • упоминавшееся выше "генетическое" недоверие Запада к России значительно ослабляется тем фактом, что продукт-то уже есть. Ничего не требуется принимать на веру -- сгружай демоверсию, пробуй, понравилось -- покупай;

  • языковые, визовые и прочие сложности в общении с разработчиком играют в этом случае более скромную роль, поскольку самого общения требуется значительно меньше. Разработчик -- он уже скорее не разработчик, а продавец. Проще говоря: "взвесьте, получите, пожалуйста, сдачу" -- вот и все общение;

  • продажу ПП можно совершить через дилеров, базирующихся на самом Западе -- вот уж у них не должно быть ни языковых, ни визовых сложностей.

Привлекательная картинка, правда? Ну и где же, спросите вы, очереди из западных покупателей? Или хотя бы толпы дилеров, рвущихся в "партнеры". В России продукты продаются десятками (или сотнями, или тысячами -- в зависимости от "нишевости" и цены), а на Запад проталкиваются единичные экземпляры. В чем дело?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили влезть на время в шкуру среднеарифметического потенциального западного клиента -- то есть не читающего и не говорящего по-русски, но заинтересованного в приобретении разнообразных ПП российского производства.

 

← июль 2003 19  20  21  22  25  26  27  28  29 сентябрь 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!