На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-4-29 на главную / новости от 2003-4-29
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 29 апреля 2003 г.

Дистанционное образование раскидывает сети

Недавно группа компаний e-Style объявила о создании очередного, 26-го по счету, подразделения в своей структуре — Открытого университета Кирилла и Мефодия (ОУКиМ). Новый образовательный проект, возглавляемый бывшим директором по интернет-сервисам холдинга e-Style Алексеем Локотковым, нацелен на предоставление на платной основе услуг дистанционного обучения (ДО) через интернет.

Несмотря на довольно высокий спрос в регионах на сервисы ДО, а также на явную государственную поддержку этого направления в развитии образования, университет не ставит первоочередной своей задачей продвижение своих услуг «в массы». У него скромные планы: ожидается, что к следующему году ОУКиМ получит «тысячи слушателей» (именно такую цифру назвал в интервью ZDNet г-н Локотков). Руководство новой организации делает ставку на «квалифицированных» студентов — специалистов в каких-то областях, желающих приобрести смежную профессию или повысить уровень своего мастерства.

Сегодня учебная программа университета предлагает шесть курсов, которые ориентированы на предпринимателей и ИТ-специалистов. По словам президента холдинга e-Style Вячеслава Рудникова, в первые три года работы университета в расписание будут добавляться восемь-десять курсов ежегодно. Все они также будут построены на методической программе узкой направленности.

От провинциального слушателя услуги ОУКиМ далеки не только контентной составляющей, но и ценовой: за курс предлагается заплатить 200-300 $. При этом наиболее значимым фактором, который должен привлечь потенциального студента, создатели сервиса называют наличие «живого» общения с лекторами. По заверению Алексея Локоткова, преподаватели «ежечасно координируют учебный процесс», оперативно отвечая на возникающие в курируемой ими группе вопросы.

Фундаментальным высшим образованием ОУКиМ заниматься в ближайшие годы не собирается. Оно и понятно: на этом сегменте рынка услуг ДО безраздельно господствуют традиционные государственные вузы. Так, например, Московский институт электронной техники (МИЭТ) является разработчиком собственной системы дистанционного образования (известна под названием ОРОКС), которую он не только применяет в процессе обучения собственных студентов, но и предлагает другим учреждениям как отдельный коммерческий продукт. А на базе Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики создан городской Виртуальный университет, и подобная практика популярна в десятках других российских городов.

Цитируя известного социолога Элвина Тоффлера, автора теории трех «индустриальных» волн эволюции человечества, Вячеслав Рудников предрекает процесс «смены цивилизаций», в котором знание (передаваемое в том числе дистанционно) «станет производительной силой». Между тем многих представителей системы образования не слишком впечатляет волна интернет-технологий, которая захлестнула эту отрасль в последнее время. Так, заведующий одной из кафедр Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО), основного партнера подконтрольной нефтяной компании «ЮКОС» Федерации интернет образования (ФИО) в исполнении заказа Минобразования на создание семи центров ДО, называет интернет-форму дистанционного обучения, скорее, «модным течением», нежели «реализованным проектом». «Проблема заключается даже не в том, что в России «мало интернета» и далеко не все образовательные учреждения эффективно пользуются своим подключением к Сети. Дело в том, что определенное поколение уже никогда не будет «предано» технике и работе с ней. Россия — это читающая культура. Многие вообще не рассматривают экран как источник информации — это некая культурная граница. Поэтому обучение может привить определенный навык, но не интерес.

Да, во многих местах сейчас появились сети, но по ним нечего передавать, по-настоящему качественных интернет-курсов дистанционного образования сегодня не существует», — говорит он. Более того, по мнению этого сотрудника АПКиПРО, другой метод предоставления услуг ДО — пособия на бумажных носителях — является на данный момент наиболее актуальным и востребованным, даже несмотря на отсутствие возможности общения с преподавателем в реальном режиме времени. «Высокая скорость интерактива — плюс интернета, но вовсе не обязательно, что это приложение к дистанционному обучению. С преподавателем можно общаться и посредством обычной почты: это не главное. Традиционная российская педагогика в принципе не интерактивна, и такие традиции ломаются не за два года и не за пять лет. Взаимодействие же в онлайновом режиме крайне рискованно для преподавателя [госучреждения], поскольку современные нормативы учебной нагрузки вообще не рассчитаны на такой способ передачи данных при обучении слушателя. Иными словами, при использовании дистанционных интернет-технологий высока вероятность просто не выполнить учебный план».

 

← март 2003 21  22  23  24  25  26  28  29  30 май 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!