На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-6-30 на главную / новости от 1999-6-30
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 30 июня 1999 г.

Насколько хорошо представляют себе возможные последствия «проблемы 2000» руководители государственных органов и крупных коммерческих предприятий?

Закончился июнь 1999 года.
До наступления нового тысячелетия
осталось только полгода...

    Насколько хорошо представляют себе возможные последствия «проблемы 2000» руководители государственных органов и крупных коммерческих предприятий?

(На этот вопрос отвечают эксперты общественных слушаний по законопроекту «О предотвращении сбоя компьютерных систем и преодолении его негативных последствий в связи с наступлением 2000 года („Проблема-2000“)».)

Борис Позин (компания «АйТи»):

— В целом лишь 7-8% руководителей крупных госпредприятий и коммерческих фирм имеют представление о том, что такое «проблема 2000», но при этом они не знают, что им необходимо делать. Информационные системы порядка 30-70% крупных компаний и предприятий вовсе не готовы к наступлению 2000 года, — такие организации по-прежнему работают с использованием устаревшего оборудования и коленописного ПО. Средств же на модернизацию машинного парка и «софта» у них нет и не ожидается. Кроме того, в целях подготовки к наступлению 2000 года большинство из них даже не имеет резервных планов, которые включали бы, к примеру, переход на ручное управление. Единственное исключение среди них — это силовые ведомства — армия, флот и пр.

В целом на решение «проблемы 2000» крупные предприятия и компании должны затратить определенный процент от своего оборота. А на деле выходит, что даже предприятия нефтегазового комплекса выделяют или могут выделить на решение этой проблемы лишь несколько десятков тысяч долларов.

Андрей Шаин («Крок»):

— Руководители государственных органов и крупных коммерческих предприятий до сих пор по-разному представляют себе как суть самой «проблемы 2000», так и ее возможные негативные последствия. В госучреждениях уровень таких представлений в целом ниже, чем в крупных коммерческих структурах. Поэтому и принцип работы с каждой из этих категорий исповедуем свой. С руководителями госорганизаций — на уровне общения и убеждения (еще не всех удалось убедить!). А в крупных коммерческих компаниях всеми этими вопросами ведают отделы информатизации, с ними и общаемся. Эти структуры действительно работают по «проблеме 2000», а госорганы, по-моему, пока деньги ищут. Хотя у нас в стране деньги искать можно всю жизнь.

Сергей Карелов (Silicon Graphics):

— С одной стороны, благодаря усилиям прессы, руководители государственных органов и крупных коммерческих предприятий довольно хорошо осведомлены о возможности весьма неприятных последствий столкновения с 2000 годом.

С другой стороны, как мне кажется, никто не может себе даже представить, какой катастрофой может оказаться глобальный компьютерный сбой на рубеже тысячелетий, если материализуется наихудший из возможных сценариев событий.

И, наконец, на фоне всего того, что может произойти в России в течение следующего года, даже наихудший из сценариев компьютерной ошибки века выглядит весьма сносно.

К сожалению, Россия — это страна, в которой возможно ВСЕ. Причем не только при смене века или тысячелетия, но и в абсолютно произвольной временной точке.

Виктор Цыганков («Анкей/Холдинг»):

— В общем, глобальном, плане руководство государственных органов и крупных коммерческих предприятий представляет себе возможные последствия «проблемы 2000». Это достигается их непосредственным участием в работе Правительственной комиссии по «проблеме 2000», выпуском директивных документов, а также проводимой разъяснительной работой и периодическим освещением проблемы на конференциях, семинарах, в СМИ. В то же время непосредственная оценка последствий проявления проблемы в организации не везде объективна и состояние ее решения неодинаково. В первую очередь, это вызвано тем, что сам руководитель непосредственно не занимается данной проблемой, а поручил ее решение, в лучшем случае, одному из заместителей. Поэтому результат напрямую зависит от организации работ, сложившейся структуры отношений между руководителем и исполнителями, от их авторитета и квалификации.

В развитие данной темы естественен и другой вопрос: при общем понимании проблемы чем вызвана низкая активность в ее решении?

Причин может быть много: сложность социально-экономической ситуации и наличие большого количества текущих проблем, связанных с выживаемостью организаций, политическая нестабильность и вызванное этим предчувствие руководителем кратковременности пребывания на данном посту, ограниченность в средствах, недостаточная или низкая квалификация персонала, проблемы с донесением информации до руководителя, искажение или неправильное восприятие данных о состоянии дел и многое другое.

Юрий Долбнев (Sun Microsystems):

— На мой взгляд, большинство руководителей государственных органов и крупных коммерческих предприятий уже достаточно хорошо осведомлены о существовании «проблемы 2000» и ее возможных последствиях. Этой проблемой в таких организациях занимаются IT-менеджеры, а во многих случаях — отдельно выделенные специалисты. Можно сказать, что период дискуссий на тему «Y2K: а что это такое?» заканчивается и сменяется конструктивной работой в указанном направлении: начинается проверка готовности используемых аппаратных средств и программного обеспечения, создаются планы модернизации оборудования и программных средств. Это хорошо заметно на примере заказчиков и партнеров нашей компании, — хотя для продуктов Sun Microsystems «проблема 2000» стоит не так остро, как для персональных компьютеров. Тем не менее мы постоянно обеспечиваем наших заказчиков и партнеров как информацией о готовности к 2000 году конкретных продуктов Sun, так и их необходимыми модификациями.

Времени остается не так уж и много, и количество обращений к нам быстро возрастает.

Михаил Зеленфройнд (Algorithm Research):

— Здесь надо ставить вопрос шире — что руководители различных структур вообще думают о «проблеме 2000», насколько серьезно они воспринимают «компьютерную угрозу»? Дело в том, что реально эти самые «возможные последствия 2000 года» никто не видел, — на сегодняшний день существует лишь ряд прогнозов и предположений о том, каким образом, возможно, поведут себя компьютерные системы при наступлении критических дат, и в большинстве действительно критических систем промоделировать ситуацию с досрочной встречей Нового года невозможно. Остается гадать — каковы будут эти последствия и будут ли вообще.

Однако все СМИ широко рекламируют надвигающуюся «катастрофу». Под таким мощным прессингом любой руководитель задумывается о тех «ужасах», которые его ожидают, и уже готов заплатить, только бы избежать всех этих сбоев, «устранить все возможные последствия наступления 2000 года». Проведенный исследовательским центром Algorithm Research (входит в холдинг Algorithm Group) выборочный опрос руководителей различных организаций показал именно такое настроение у подавляющего большинства опрошенных. Но вряд ли это означает, что руководители хорошо представляют себе возможные последствия. А поскольку нет способа проверить, какие сбои наступили из-за 2000 года, а какие не наступили и не должны были, то руководителям остается платить деньги за устранение последствий и надеяться, что в подведомственной им компьютерной системе сбоев не произойдет.

Андрей Баркин (TerraLink):

— Прежде всего хотел бы отметить тот круг организаций, с которыми мы работаем по подготовке к 2000 году, с тем чтобы дать представление о состоятельности сделанных выводов. Примерно треть из общего числа — это государственные учреждения (14 федеральных исполнительных структур, палаты парламента, судебные учреждения, местные органы власти в 31-м субъекте РФ), около половины — исследовательские организации, оставшаяся часть — представители финансовых рынков, СМИ, политических движений. Общее число клиентов Информационного центра по «проблеме 2000 года», созданного TerraLink по договору с USAID (The U. S. Agency for International Development), составляет примерно 300-350; больше половины из них находятся за пределами Москвы.

Уровень представления именно у руководства крупных организаций достаточно невысок. Не будет преувеличением сказать, что он близок к нулю. Как правило, понимание и инициатива присутствуют на уровне руководителей подразделений, занимающихся эксплуатацией информационных систем.

Еще один, по-видимому, специфически российский, фактор — это сильная зависимость прогресса организации в плане 2000 года от личности, от конкретного человека. Исторически так сложилось, что если в компании есть сотрудник компетентный и ответственный, — значит, подготовка идет и присутствуют четкие планы. Если не оказалось такого человека, — значит, и подготовки планомерной, скорее всего, не ведется.

Коммерческие организации, и, в особенности, крупные структуры отличаются наибольшим уровнем готовности. Это обусловлено сложившимися за последние годы отношениями с иностранными партнерами, консультантами, отраслевыми союзами, которые еще в 1997 году смогли своевременно привлечь к «проблеме 2000» внимание на высшем уровне. Чем меньше постоянных деловых контактов поддерживается с внешним миром, тем слабее уровень соответствующей информированности и готовности.

Одно общее слабое место — узкое понимание «проблемы века». По всей видимости, оно обусловлено методическими рекомендациями, сформулированными Госкомсвязи. В качестве объектов внимания в России выступают «компьютерные системы», тогда как наибольшую опасность таят в себе т. н. встроенные системы. Помимо этого, практически не прорабатывается систематический подход с выделением основных процессов в организации, отслеживанием всех интерфейсов как внутреннего обмена данными, так и с внешним миром, и опрос партнеров и поставщиков. Внимание сосредоточено на тестировании ПК и локальной сети. Максимум — на самодельном ПО.

Крупнейшие государственные структуры федерального уровня лучше осведомлены, поскольку Комитет по 2000 году, созданный для координации действий в данном направлении, регулярно доводит до сведения таких структур документацию, вопросники, руководства и требует регулярной отчетности. Как правило, в каждом министерстве работает специальный штаб.

Борис Гермашев (Compaq Computer):

— Возможные негативные последствия в связи с наступлением 2000 года многократно рассматривались экспертами, комиссиями, а также государственными органами зарубежных стран. Государственные органы Российской Федерации опираются на опыт таких исследований при разработке своих программ по обеспечению совместимости с «компьютерной проблемой 2000». Имея среди своих заказчиков большое количество крупных государственных учреждений, а также коммерческих предприятий, представительство Compaq Computer не может не отметить все возрастающий интерес не только к решению «проблемы 2000», но также и анализу возможных последствий. К сожалению, для всестороннего анализа последствий «проблемы 2000» необходимо знать зависимость от нее всех крупных поставщиков услуг, включая поставщиков электроэнергии, газа, воды, а также поставщиков услуг связи. Данная информация не доступна большинству компаний и предприятий, и поэтому такие организации решают «проблему 2000» как изолированную, упуская из виду так называемый «эффект домино». И если крупнейшие государственные структуры более или менее четко представляют себе общую картину, то организации поменьше, особенно коммерческие, могут существенно занижать возможные последствия «ошибки века», считая, что все проблемы могут возникнуть только в их локальной информационной системе.

Виталий Фридлянд (3Com):

— Начну издалека. Я считаю недавно принятый Госдумой закон чисто пропагандистским и, в общем, бессмысленным. Во-первых, он абсолютно бездейственен в нынешней техногенной и политической ситуации в стране, во-вторых, до реальных критических дней осталось всего два месяца (9 сентября — первый критический день) и, в-третьих, наша инфраструктура не готова к принятию серьезных решений.

На самом деле создание всех этих комиссий, региональных групп, выбор председателей и т. д., — все это для того, чтобы использовать бюджетные деньги, в том числе для решения своих технических проблем, в частности, по замене оборудования.

По-моему, угрозу «проблемы 2000» большинство руководителей воспринимает на уровне: «Быть может, где-то что-то случится. Но дай Бог, меня пронесет. Авось!». Ну а если и будут какие-то негативные последствия, то локального характера (лифт остановится, холодильник начнет размораживаться). А уж если не пронесет, так что-нибудь придумаем. Ведь если не пронесет меня, то не пронесет и всех остальных. Вкупе на «Титанике» тонуть не страшно.

На мой взгляд, лучше других представляют возможные последствия руководители крупных коммерческих структур, в частности, банков. Что касается руководителей государственных органов, то, думаю, понимание «проблемы 2000» есть только на уровне ФАПСИ, Управления информационных ресурсов, Администрации президента, Минобороны. Но в целом этот извечный «авось» преобладает.

Валерий Елизов (Novell):

— Я думаю, что руководство крупных государственных организаций, использующих информационные технологии, осознает важность решения «проблемы 2000», но ситуация в правительстве, его очередная смена и т. п. вредят процессу. Еще в ноябре 1998 года на Парламентских слушаниях я докладывал наше видение этой проблемы, но, к сожалению, ситуация практически не изменилась, хотя ряд организаций уже начали серьезную проработку вопроса. Самое главное сегодня — централизованный государственный подход к решению «проблемы 2000» и, соответственно, выделение на это средств. Без централизованного, госбюджетного, подхода «проблему века» решить не удастся. Хочется верить, что руководство Госкомитета по телекоммуникациям сможет донести всю драматичность ситуации до «верха».

Леонид Юхневич (CompuLink):

— Совсем не представляют. Это относится не только к руководителям перечисленных в вопросе организаций, но и к 75% тех людей, которые в той или иной степени причастны к решению «проблемы 2000». Для того чтобы эту проблему понимать, надо быть специалистом во многих областях. Как минимум, необходимо знать, как работает компьютер с аппаратной точки зрения, как он работает с программной точки зрения, надо обладать определенными организаторскими способностями и опытом — представлять не только то, что нужно сделать, для того чтобы этой проблемы не было, но и то, как это сделать, какими силами организовать решение возникающих задач. Надо также обладать определенными юридическими знаниями, представлять, если угодно, политические последствия возможных сбоев.

Не думаю, что большинство руководителей госорганизаций и предприятий располагают таким набором знаний и представлений. Как правило, они — профессионалы в какой то одной, своей области.

____________________

Юрий Травкин (консультант аппарата Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи):

— Государственная Дума ответила на потребность предотвратить проявление «проблемы 2000» и смягчить возможные последствия этого проявления принятием 24 июня нынешнего года соответствующего Закона (см. „@“-daily от 24.06.99). Этот шаг был сделан вовремя в том смысле, что еще осталось время для соответствующих действий властей, частных лиц, коммерческих структур. Замечу, что подобных законов в других странах пока немного, хотя очень большое число законопроектов на эту тему находится на стадии рассмотрения парламентами.

Что касается руководителей государственных органов и крупных коммерческих предприятий, то могу сказать, что в Аппарате Государственной Думы «проблеме 2000» оказано должное, серьезное внимание. Этим летом, в каникулярный перерыв в деятельности Государственной Думы, должны быть полностью завершены работы, связанные с обеспечением функционирования корпоративной компьютерной сети (а она огромна — это тысячи пользователей и десятки централизованных информационных ресурсов) в смысле «проблемы 2000», и проведено полномасштабное тестирование на возможность сбоев.

 

← май 1999 21  22  23  24  25  27  28  29  30 июль 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!