На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 1999-6-25 на главную / новости от 1999-6-25
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 25 июня 1999 г.

Михаил Донской — о прошедшем Чемпионате мира среди компьютерных шахматных программ

В прошлое воскресенье завершилось девятое первенство мира по шахматам среди компьютерных программ — The 9 World Computer-Chess Championship (см. „@“-daily от 15.06.99).

Почетный гость этого первенства — генеральный директор компании ДИСКо Михаил Донской — по возвращении из Германии дал „@“ эксклюзивное интервью:

— Всю историю шахматных программ я бы разделил на два цикла. Первый — это когда появились статьи о возможности компьютера играть в шахматы. Он начался пятьдесят лет назад — в 1948 году. А в 1974 году, который можно считать переходом ко второму этапу, компьютеры уже вовсю играли в эту игру. И тогда же создатели шахматных программ начали гонку за скорость машин. Сейчас же настал такой этап, когда не число процессоров и их быстродействие влияют на результат, а лучшая оценка позиции на поле, умение программы отсекать глупый ход. То есть происходит возвращение к шахматам, к их предметной области. Кстати, победитель этого первенства — программа Shredder — отнюдь не такая уж и быстрая.

„@“: Как смотрелась на первенстве мира российская шахматная программа?

М. Д.: От России была представлена «любительская» программа Centaur, которую создал Виктор Вихарев из курчатовского института. Уровень подобного рода программ на первенстве уже не проходит. Сегодня лидируют профессиональные игроки с командой высококлассных разработчиков, имеющих неплохую зарплату и хорошую техническую базу — сейчас создание серьезной шахматной программы требует многопроцессорной машины со специальной архитектурой.

„@“: А людям предоставили возможность сразиться с программами?

М. Д.: В последний день чемпионата был устроен такой поединок. В нем приняли участие пять гроссмейстеров — Иван Соколов, Кристофер Лутц, Рафаэль Ваганян, Борис Альтерман и Лоек ван Вели. Они-то и померялись интеллектом с программами. Общий результат — равный счет: по одной победе с каждой стороны и три встречи закончились вничью.

Вопрос о единоборстве искусственного интеллекта и человека решался не только за виртуальной шахматной доской, но и на конференции «Достижения в компьютерных шахматах». На ней немецкий гроссмейстер Хельмут Пфлегер (Helmut Pfleger), который занимается компьютерными шахматами, сделал замечательный доклад на тему «Обман в шахматах». Вывод этого доклада — если хорошему игроку во время игры будет помогать машина, то ему сразу можно дать 200 очков вперед. Это заведомая победа, практически не зависимая от того, с кем он играет. На эту тему в декабре прошлого года уже случился достаточно громкий скандал. Некий малоизвестный игрок совершенно неожиданно одержал важную победу над достаточно серьезным соперником. Это была совершенно нереальная победа. И сейчас его подозревают в жульничестве — одна из программ повторила все его ходы, кроме одного. Специалисты предполагают, что в момент этого хода просто произошел какой-то сбой в передаче данных.

Проблема использования помощи компьютера волнует многих гроссмейстеров. Гарри Каспаров, например, в ближайшее время собирает во Франкфурте специалистов по информационной безопасности в бизнесе с целью обсудить с ними возможные способы отслеживания подобного мошенничества.

„@“: А не возникали ли претензии у участников турнира друг к другу, ведь программы были разного уровня?

М. Д.: Страсти кипели, как на любом спортивном соревновании. Но никаких эксцессов на первенстве не случилось. За все время проведения турнира в апелляционное жюри, членом которого мне довелось стать, не было подано ни одной жалобы или претензии.

 

← май 1999 21  22  23  24  25  27  28  29  30 июль 1999 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!